Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина захотела сорвать куш на мировом кризисе с нефтехранилищами

Украина захотела сорвать куш на мировом кризисе с нефтехранилищами

Украина хочет заработать на мировом кризисе с нефтехранилищами, сдавая в аренду свои. Однако пока это стоит дорого и украинские компании обратились в правительство, чтобы оно разрешило хранить в стране иностранную нефть без растаможивания и выплаты налогов, сделав украинские услуги привлекательными.

«Нафтогаз Украины» и подконтрольный ему оператор нефтепроводов страны «Укртранснафта» обратились к украинскому правительству, чтобы оно разрешило создать режим «таможенный склад» для хранения иностранной нефти. Такой уже действует по газу. Он позволяет не растаможивать сырье, которое не будет использоваться на Украине.

«Для большего привлечения заказчиков услуг по хранению нефти в режиме „таможенный склад“ целесообразно предусмотреть их освобождение от уплаты таможенных платежей при размещении нефти на хранение, поскольку сбор на уровне 20% от таможенной стоимости товара в разы уменьшает экономическую привлекательность такой услуги», — говорится в сообщении «Укртранснафты». Компания предлагает, чтобы иностранная нефть, не предназначенная для использования на Украине, не облагалась налогами в течение 1095 дней. 

Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев считает, что компания могла бы зарабатывать $ 1 млн — $ 3 млн в месяц на хранении иностранной нефти. «Я думаю, за это стоит побороться, и мы надеемся на понимание как министра, так и правительства», — сказал руководитель украинской национальной компании.

Исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко написал в Facebook о том, что Украине нужно заработать на инфраструктуре для хранения нефти в условиях глобального дефицита нефтехранилищ.

«В Украине есть огромная нефтетранспортная система, где можно хранить нефть, один работающий завод (Кременчуг) со значительными емкостями для хранения, а также много нефтеперерабатывающих заводов, которые давно остановили, но на которых были такие емкости. Похоже, бизнес по хранению нефти наиболее прибыльный сейчас. Надо не упустить возможности и максимально их монетизировать», — считает Юрий Витренко.

«Идея по хранению нефти здравая, но для создания „таможенного склада“ необходимо менять нормативно-правовое регулирование, и не факт, что министерство финансов страны на это пойдет. Одно дело — интересы компаний. Другое — государства и бюджета», — замечает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

Сегодня «Укртранснафта» располагает резервуарным парком на 1 млн кубометров (865 тыс. тонн нефти). Однако он расположен не в одном месте, замечает эксперт. Например, при необходимости в порту «Южный» в Одессе мог бы хранить нефть при необходимости азербайджанский Socar.

Часть мощностей располагается на Западной Украине вдоль нефтепровода «Дружба», что, по идее, могло бы быть выгодно как европейским НПЗ, так и российским поставщикам.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков полагает, что интерес по хранению нефти на Украине будет крайне ограничен.

«Проблема состоит в том, что сейчас хранением нефти в хранилищах занимаются в основном импортеры нефти, покупатели. Они приобретают нефть и складируют ее на своей территории. В случае с Украиной таковыми могут быть Словакия, Чехия и Венгрия. Они могут купить у России нефть, поместить ее в хранилища на Украине и потом ее забрать по мере роста спроса на нефтепродукты в Европе, — говорит эксперт. — Однако тут вопрос упирается в ставки по хранению нефти. Если Украина запросит высокую стоимость, тогда подобная операция будет невыгодна покупатели нефти. С точки зрения безопасности поставок использовать европейцам украинские хранилища нет смысла, так как Россия всегда может поставить нужный объем сырья».

Ведущий аналитик ФНЭБ замечает, что компании могут купить нефть по низким ценам сейчас и хранить на Украине для потребления ее во втором полугодии, когда на мировом рынке цены уже поднимутся, и таким образом сэкономить. «Но нужно учитывать, что, чем дольше на мировом рынке будут восстанавливаться цены, тем больше нужно будет платить украинцам за хранение, и, если этот период затянется, тогда можно и не получить выгоды вообще. Поэтому, скорее всего, компании будут отказываться от таких услуг, так как риски получить убыток довольно высоки», — считает эксперт. По его словам, план сокращения добычи ОПЕК+ нацелен на то, чтобы отсрочить дату переполнения нефтяных хранилищ во всем мире. «Есть надежда на то, что потребление в мире будет возрастать и хранилища все-таки не переполнятся», — говорит Игорь Юшков. По его словам, исторически, нефтехранилища всегда были только у покупателей нефти. В России есть технологические мощности для маневрирования объемами прокачки. «Но они рассчитаны на временное хранение нефти (в среднем на месяц). Поэтому если в других странах закончится место в хранилищах, то России, как и другим производителям, придется снижать добычу до уровня мирового спроса», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ.

Напомним, что страны ОПЕК+ и не участвующие в сделке государства «Большой двадцатки» решили сократить добычу в мае—июне на 15 млн баррелей в сутки. При этом уже в апреле, по данным Международного энергетического агентства (IEA), спрос на нефть упал на 29 млн баррелей, а в мае—июне прогнозируется снижение на 23 млн баррелей. В результате, переизбыток нефти поставщики и покупатели отправляют в хранилища, которые уже близки к заполнению, из-за чего в качестве резервуаров уже используют и танкеры.  

Источник: EADaily, 28.04.2020

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики