Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Польша прибрать к рукам "Северный поток–2"?

Сможет ли Польша прибрать к рукам "Северный поток–2"?

Польша пригрозила арестовать европейские активы "Газпрома" на 1,5 млрд долларов. Эксперт по энергетике пояснил, насколько оправданы такие заявления.

Польская государственная нефтегазовая компания PGNiG выиграла у российского "Газпрома" дело по иску в отношении снижения контрактной цены за газ. Стокгольмский арбитражный суд признал право Польши получить от "Газпрома" полтора миллиарда долларов, так как они переплачивали за газ, заключенного с российским поставщиком Ямальского контракта. Перерасчет цены на газ был произведен по новой формуле.

Представители польского нефтегазового концерна PGNiG сообщили, что арбитражный суд "изменил формулу цены на покупку газа, поставляемого компанией "Газпром" в рамках Ямальского контракта, в частности, в связи с ее непосредственной связью с котировками природного газа на европейском энергетическом рынке".

Представители пресс-службы российской компании "Газпром экспорт" подтвердили факт принятого судом решения, но отметили, что сейчас проводится его проверка: "В настоящее время мы изучаем данное решение. Пока давать какие-либо оценки суммам возможных выплат преждевременно".

Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в разговоре с Baltnews указал, что это уже не первый иск в отношении "Газпрома", поданный через Стокгольмский арбитражный суд, который призван решать споры между сторонами без политической подоплеки.

"Такое происходит уже не впервые. Ряд стран, в том числе Украина, добились пересмотра задним числом данного суда для себя, и "Газпром" был вынужден идти на компромисс, тем или иным путем компенсировать потери своим европейским потребителям. Что касается политической ангажированности, я бы так не сказал, тем более что в самих договорах "Газпром" указывает арбитражный суд как средство решения споров между ним и теми субъектами, с которым он заключает договор, оказывает поставки", – пояснил он.

Отметим, что пока "Газпром" изучает стороны дела, польский заместитель министра государственных активов Януш Ковальский заявил, что Польша имеет все шансы взыскать средства с российской компании. В качестве примера он привел иск украинского "Нафтогаза" против "Газпрома", который выиграл дело и отсудил три миллиарда долларов:

"Украинцы обратились к методу принудительного взыскания долга, то есть просто к аресту активов "Газпрома" по всей Европе. Сейчас, когда перед нами встает вопрос, как получить от "Газпрома" более шести миллиардов злотых, которые присудил PGNiG Стокгольмский арбитраж".

В качестве мер взыскания Ковальский предложил в первую очередь заняться арестом активов строящегося газопровода "Северный поток–2".

"Во-первых, если россияне и дальше не будут придерживаться законодательных норм, то, по моему мнению, прежде всего, следует наложить арест на акции компаний "Северный поток" и "Северный поток–2". Это может, в свою очередь, затормозить процесс строительства второй ветки этого газопровода. Во-вторых, необходимо отказаться от каких-либо уступок в отношении "Газпрома" в контексте взыскания тех шести миллиардов злотых, которые нам причитаются", – заявил он.

Эксперт считает, что заявление польского замминистра – не более, чем попытка информационного давления.

"Что касается планов начать арестовывать активы "Газпрома", это надо воспринимать как информационное давление. И до этого были аналогичные ситуации, тем не менее, "Газпром" каким-то образом находил выход из этой ситуации и компенсировал затраты", – пояснил он.

Смелость высказывания обусловлена тем, что Польша планирует отказаться от поставок российского газа, полагает Перов. Напомним, что действие контракта на транзит, заключенного с Польшей, заканчивается в мае 2020 года.

"У поляков сейчас ситуация несколько другая. Дело в том, что Польша намерена отказаться полностью от российского газа, поэтому они сейчас могут вести себя смелее с нашим газовым монополистом, и я думаю, что это связано с этим. В любом случае "Газпром" будет вынужден согласиться на польские претензии, потому что есть договор, а "Газпром" обязан его соблюдать. Как они договорятся, это уже второй вопрос. Вполне возможно, что мы не увидим, что "Газпром" будет возвращать эти полтора миллиарда", – заключил эксперт.

Источник: Baltnews.lv, 28.04.2020 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики