Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть Саудовской Аравии начала вторжение в Белоруссию

Нефть Саудовской Аравии начала вторжение в Белоруссию

Смогут ли арабы серьезно потеснить Россию на землях Лукашенко?

Белоруссия приобрела первую партию нефти у национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco. Об этом сообщил информагентству БЕЛТА пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко.

«Это 80 тыс. т. Ожидаем танкер с нефтью в Клайпедском порту 11 мая», — рассказал он.

Дальнейшие планы сотрудничества с саудовской компанией Александр Тищенко комментировать отказался.

Кроме поставки из Саудовской Аравии, в мае Белоруссия получит российскую нефть в объеме 1,13 млн. тонн, однако работа с альтернативными источниками, добавил пресс-секретарь «Белнефтехима», продолжится.

«Объемы будут определяться, исходя из конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков», — сказал Александр Тищенко.

Он также напомнил, что в апреле Белоруссия получила около 2 млн. тонн нефти: 1,56 млн. тонн — это российские поставки по трубе и железнодорожным транспортом, остальное — танкерные поставки и собственная добыча. 

Белоруссия традиционно закупала нефть в России, однако из-за ценового конфликта в конце прошлого года политика Минска изменилась. В результате, Минск приобрел нефть в Азербайджане, кроме того, планируется закупить партию в Польше.

В начале года нефть в Белоруссию из России поставляли только предприятия группы «Сафмар». В апреле крупнейшие российские компании поставки возобновили. По словам белорусского премьер-министра Сергея Румаса, стоимость барреля российской нефти около $ 4.

Сейчас нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии загружены почти на 100%, и в Минске не скрывают, что воспользовались ситуацией со снижением цен на нефть

Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в начале апреля поручил закупить нефтепродукты про запас.

«Надо мобилизоваться, надо знать, сколько сможем хранить в хозяйствах топлива, сколько на базах — в районах, областях. Надо купить нефтепродукты и заполнить хранилища», — заявил он.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, если в Минске считают диверсификацию поставок стратегической задачей, то это их право.

— Но это все равно будет дороже, чем прямые поставки из России по нефтепроводу «Дружба».

Даже то, что мы видим сейчас — это половинчатая диверсификация, потому что, например, в январе они заявили, что купили партию норвежской нефти. А в итоге в данных статистики за январь и февраль никакой норвежской нефти не фиксируется.

То есть, скорее всего, это была своповая поставка, когда компания Total, работающая на месторождении в Норвегии, отдала какой-то российской компании танкер своей нефти в Северном море, а российская компания отдала танкер своей в Балтийском море. В итоге они (Белоруссия — ред.) все равно получили российский Urals. Довольно странная диверсификация получается, когда покупают российскую нефть, но у международных посредников, трейдеров, приплачивая им за это деньги, да еще оплачивая доставку через альтернативные маршруты.

Сейчас в Минске говорят, что хотят закупать российскую нефть по трубопроводу «Дружба» из Польши. Это наиболее оптимальный с точки зрения маршрут, но непонятно, зачем это делать. Это ровно то, что делала Украина с газом: покупала и покупает российский газ у европейских трейдеров с виртуальной реверсной поставкой. То же хочет делать и Белоруссия. С точки зрения экономики, это убытки по сравнению с российскими поставками. С точки зрения политики, возможно, они пытаются надавить. Но сколько уже длится нефтяной спор, а ни к чему не приводит.

Белорусы делают много попыток поиграть в диверсификацию, хотя реально никакой диверсификации пока не видим, рычаги давления не работают. Однако и отказаться от попыток давления Батька не может, иначе потеряет лицо.

«СП»: — Многие эксперты говорят о демпинге со стороны Саудовской Аравии. Можно ли говорить о «выдавливании» России с белорусского рынка?

— В принципе, да. Они продолжают это делать, дают скидки, но сейчас аренда танкеров очень высокая. И в основном скидка съедается пока танкер идет от Саудовской Аравии до потребителя. Но даже если при этом цена будет ниже, то стоимость доставки через, например, Клайпеду довольно высокая, потому что надо оплачивать перевалку в порту, потом доставку по железной дороге и в итоге выходит довольно большая надбавка.

Думаю, что на входе в НПЗ это будет дороже, чем российская поставка, потому что наши компании продают непосредственно на НПЗ. Как минимум, на стоимость доставки саудовская нефть будет дороже.

Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова также не видит особых перспектив для альтернативных поставок нефти в Белоруссию.

— Нефть Саудовской Аравии могла выйти на белорусский рынок, когда ее котировки опустились ниже российской нефти на фоне максимального снижения спроса в период пандемии коронавируса. Для увеличения доли на европейских рынках Саудовская Аравия сейчас предлагает большие дисконты. Однако в долгосрочной перспективе поставки нефти из Саудовской Аравии в Белоруссию вряд ли смогут стать постоянными. Стоимость транспортировки и фрахта, качественные характеристики саудовской нефти, существующая нестабильная конъюнктура мировых цен на нефть — все это окажет влияние и наверняка продиктует выбор российской нефти для загрузки белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Руководитель проекта по оптимизации энергозатрат Anselm Максим Канищев:

— В краткосрочной перспективе, возможно, с учетом низкой стоимости арабской нефти это будет дешевле. Но с точки зрения долгосрочных поставок — экономически нецелесообразно. К тому же, по составу арабская нефть отличается от российской. Это дополнительные работы и затраты по перестройке технологии и наладке режимов.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 01.05.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики