Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть Саудовской Аравии начала вторжение в Белоруссию

Нефть Саудовской Аравии начала вторжение в Белоруссию

Смогут ли арабы серьезно потеснить Россию на землях Лукашенко?

Белоруссия приобрела первую партию нефти у национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco. Об этом сообщил информагентству БЕЛТА пресс-секретарь концерна «Белнефтехим» Александр Тищенко.

«Это 80 тыс. т. Ожидаем танкер с нефтью в Клайпедском порту 11 мая», — рассказал он.

Дальнейшие планы сотрудничества с саудовской компанией Александр Тищенко комментировать отказался.

Кроме поставки из Саудовской Аравии, в мае Белоруссия получит российскую нефть в объеме 1,13 млн. тонн, однако работа с альтернативными источниками, добавил пресс-секретарь «Белнефтехима», продолжится.

«Объемы будут определяться, исходя из конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков», — сказал Александр Тищенко.

Он также напомнил, что в апреле Белоруссия получила около 2 млн. тонн нефти: 1,56 млн. тонн — это российские поставки по трубе и железнодорожным транспортом, остальное — танкерные поставки и собственная добыча. 

Белоруссия традиционно закупала нефть в России, однако из-за ценового конфликта в конце прошлого года политика Минска изменилась. В результате, Минск приобрел нефть в Азербайджане, кроме того, планируется закупить партию в Польше.

В начале года нефть в Белоруссию из России поставляли только предприятия группы «Сафмар». В апреле крупнейшие российские компании поставки возобновили. По словам белорусского премьер-министра Сергея Румаса, стоимость барреля российской нефти около $ 4.

Сейчас нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии загружены почти на 100%, и в Минске не скрывают, что воспользовались ситуацией со снижением цен на нефть

Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в начале апреля поручил закупить нефтепродукты про запас.

«Надо мобилизоваться, надо знать, сколько сможем хранить в хозяйствах топлива, сколько на базах — в районах, областях. Надо купить нефтепродукты и заполнить хранилища», — заявил он.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, если в Минске считают диверсификацию поставок стратегической задачей, то это их право.

— Но это все равно будет дороже, чем прямые поставки из России по нефтепроводу «Дружба».

Даже то, что мы видим сейчас — это половинчатая диверсификация, потому что, например, в январе они заявили, что купили партию норвежской нефти. А в итоге в данных статистики за январь и февраль никакой норвежской нефти не фиксируется.

То есть, скорее всего, это была своповая поставка, когда компания Total, работающая на месторождении в Норвегии, отдала какой-то российской компании танкер своей нефти в Северном море, а российская компания отдала танкер своей в Балтийском море. В итоге они (Белоруссия — ред.) все равно получили российский Urals. Довольно странная диверсификация получается, когда покупают российскую нефть, но у международных посредников, трейдеров, приплачивая им за это деньги, да еще оплачивая доставку через альтернативные маршруты.

Сейчас в Минске говорят, что хотят закупать российскую нефть по трубопроводу «Дружба» из Польши. Это наиболее оптимальный с точки зрения маршрут, но непонятно, зачем это делать. Это ровно то, что делала Украина с газом: покупала и покупает российский газ у европейских трейдеров с виртуальной реверсной поставкой. То же хочет делать и Белоруссия. С точки зрения экономики, это убытки по сравнению с российскими поставками. С точки зрения политики, возможно, они пытаются надавить. Но сколько уже длится нефтяной спор, а ни к чему не приводит.

Белорусы делают много попыток поиграть в диверсификацию, хотя реально никакой диверсификации пока не видим, рычаги давления не работают. Однако и отказаться от попыток давления Батька не может, иначе потеряет лицо.

«СП»: — Многие эксперты говорят о демпинге со стороны Саудовской Аравии. Можно ли говорить о «выдавливании» России с белорусского рынка?

— В принципе, да. Они продолжают это делать, дают скидки, но сейчас аренда танкеров очень высокая. И в основном скидка съедается пока танкер идет от Саудовской Аравии до потребителя. Но даже если при этом цена будет ниже, то стоимость доставки через, например, Клайпеду довольно высокая, потому что надо оплачивать перевалку в порту, потом доставку по железной дороге и в итоге выходит довольно большая надбавка.

Думаю, что на входе в НПЗ это будет дороже, чем российская поставка, потому что наши компании продают непосредственно на НПЗ. Как минимум, на стоимость доставки саудовская нефть будет дороже.

Доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова также не видит особых перспектив для альтернативных поставок нефти в Белоруссию.

— Нефть Саудовской Аравии могла выйти на белорусский рынок, когда ее котировки опустились ниже российской нефти на фоне максимального снижения спроса в период пандемии коронавируса. Для увеличения доли на европейских рынках Саудовская Аравия сейчас предлагает большие дисконты. Однако в долгосрочной перспективе поставки нефти из Саудовской Аравии в Белоруссию вряд ли смогут стать постоянными. Стоимость транспортировки и фрахта, качественные характеристики саудовской нефти, существующая нестабильная конъюнктура мировых цен на нефть — все это окажет влияние и наверняка продиктует выбор российской нефти для загрузки белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Руководитель проекта по оптимизации энергозатрат Anselm Максим Канищев:

— В краткосрочной перспективе, возможно, с учетом низкой стоимости арабской нефти это будет дешевле. Но с точки зрения долгосрочных поставок — экономически нецелесообразно. К тому же, по составу арабская нефть отличается от российской. Это дополнительные работы и затраты по перестройке технологии и наладке режимов.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 01.05.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики