Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть США через Польшу обернется Белоруссии российскими свопами

Нефть США через Польшу обернется Белоруссии российскими свопами

Заявление Белоруссии о возможности поставок нефти из США через Польшу или из Саудовской Аравии – это блеф со ставкой на российские свопы. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Правительство Белоруссии считает возможными поставки в республику американской нефти через Польшу, заявил первый вице-премьер РБ Дмитрий Крутой. По его словам, обсуждение данного вопроса активизируется после снятия карантина, введенного из-за коронавируса на польской территории. Минск не впервые громко анонсирует свои нефтяные контракты, демонстрируя, что намерен поставлять сырье не из России.

"Работа со всеми странами, у которых мы уже нефть купили - азербайджанскую, норвежскую, - и нашими новыми партнерами, такими как Саудовская Аравия и США, будет продолжаться. Безусловно, будем стараться добиваться максимально выгодных условий этих поставок", - сказал Крутой. В январе Минск заявил, что получил первые 80 тонн нефти из Норвегии и намерен заключать с этой страной новые контракты.

"Когда белорусская сторона заявляет о намерениях купить именно американскую нефть, это лишний раз показывает политизированность всей сложившейся ситуации, - отмечает аналитик. – Ведь этим Минск показывает, что не ищет какой-то более выгодный альтернативный российскому источник сырья, которое объявили очень дорогим. Но заявления о поставках из США – это попытка найти раздражитель, чтобы "укусить" больнее. Ведь американская нефть априори обойдется намного дороже российской.

Как показала практика последних четырех месяцев, когда Белоруссия не заключала долгосрочных контрактов с РФ, показала: не все у Минска так радужно, как он намерен показать. Стратегия диверсификации проваливается с треском. К примеру, норвежская нефть на Новополоцкий НПЗ пришла еще 26 января, однако ни в февральской, ни в мартовской статистике белорусы ее просто не отразили.

"Белнефтехим" оправдывается долгим оформлением документов, но по факту уже доставленная партия сырья сопровождается набором бумаг и считается завершением контракта. То есть эта партия давно должна быть оформлена и переработана. А значит, здесь просматривается новая схема, которую Минск запустил для переговоров с Москвой по нефтяным ценам".

Своповые схемы Белоруссии

Минск заявил, что намерен диверсифицировать поставки нефти после того, как Москва отказалась поставлять сырье на условиях Белоруссии. А именно – исключить наценку для российских компаний и продавать РБ сырье с максимальными преференциями – на грани себестоимости. Продолжая закупать российскую нефть с поставками по магистральному нефтепроводу "Дружба" и по железной дороге, Белоруссия работает с альтернативными маршрутами транспортировки сырья - по морю, с перевалкой в портах в Одессе и Клайпеде.

Белорусские НПЗ традиционно закупают у РФ 24 млн тонн нефти, на внутренние нужду страну уходит примерно треть получившегося топлива. Остальное Минск перепродает Украине и Польше по выгодным для них ценам. При этом белорусской стороне крайне не понравился нефтяной маневр России, который обнулил экспортную пошлину и переложил ее в налог на добычу полезных ископаемых. Тем самым Минск лишился значительной скидки.

"В реальности норвежская нефть в Белоруссию просто не приходила – это была своповая поставка сырья из РФ. То есть российская компания, которая отгружает нефть в Усть-Луге Ленобласти, поменялась танкером нефти с французской компанией Total, которая участвует в разработке норвежского месторождения. То есть на самом деле белорусы закупили российскую нефть, только дороже с учетом экспортной пошлины, и заплатили огромные деньги за доставку.

То же самое было с южным направлением – якобы альтернативная нефть должна была прийти по трубе "Одесса-Броды". На самом деле они закупили несколько партий сырья из РФ, из города Новороссийск. Экономически это выгоднее, чем покупать у американцев, но куда дороже, чем напрямую пригнать из РФ по нефтепроводу "Дружба" с прямыми контрактами. Ведь в целом экономически более выгодного пути просто быть не может", - подчеркивает Юшков.

Саудовская нефть для Белоруссии

Первый вице-премьер РБ также указал, что в Минске считают перспективным взаимодействие по нефтяным контрактам с Саудовской Аравией. И страна попытается договориться с этим партнером о долгосрочном сотрудничестве. В госконцерне "Белнефтехим" также сообщили, что Минск закупил первую партию нефти у Саудовской Аравии, объемом 80 тысяч тонн, транспортировка будет осуществляться танкером через порт в литовской Клайпеде.

По словам Крутого, в условиях низкой цены на нефть потери Белоруссии от налогового маневра в РФ в абсолютном выражении "уже не такие большие, как при стоимости барреля $60". Но, тем не менее, белорусский президент Александр Лукашенко поставил задачу добиться диверсификации поставок, а значит, Минск намерен продолжить работу в этом направлении.

"В мае-июне, когда ожидаются низкие цены на нефть на мировом рынке, Белоруссия может закупать у РФ по мировым ценам. Но тянуть ее из-за океана или через Клайпеду, через Одессу – это серьезные расходы на доставку. Ведь российские компании по нефтепроводу "Дружба" поставляют РБ нефть уже с учетом стоимости ее транспортировки до НПЗ. А нефтепровод – самый простой, быстрый и дешевый способ доставки, исключающий перевалку.

Вариант доставки нефти из Саудовской Аравии в Белоруссию и вовсе выглядит фантастичным – составы придется тянуть через неспокойный Ближний Восток и всю Европу. Тем более, что Минск упоминал эту логистику с привязкой к Польше – это крюк через весь ЕС, да еще и с переплатой Варшаве. Все попытки диверсификации поставок Минска выглядят как минимум странно. И ставят единственную цель – выбить максимум преференций в переговорах с Россией", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 07.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики