Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть США через Польшу обернется Белоруссии российскими свопами

Нефть США через Польшу обернется Белоруссии российскими свопами

Заявление Белоруссии о возможности поставок нефти из США через Польшу или из Саудовской Аравии – это блеф со ставкой на российские свопы. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Правительство Белоруссии считает возможными поставки в республику американской нефти через Польшу, заявил первый вице-премьер РБ Дмитрий Крутой. По его словам, обсуждение данного вопроса активизируется после снятия карантина, введенного из-за коронавируса на польской территории. Минск не впервые громко анонсирует свои нефтяные контракты, демонстрируя, что намерен поставлять сырье не из России.

"Работа со всеми странами, у которых мы уже нефть купили - азербайджанскую, норвежскую, - и нашими новыми партнерами, такими как Саудовская Аравия и США, будет продолжаться. Безусловно, будем стараться добиваться максимально выгодных условий этих поставок", - сказал Крутой. В январе Минск заявил, что получил первые 80 тонн нефти из Норвегии и намерен заключать с этой страной новые контракты.

"Когда белорусская сторона заявляет о намерениях купить именно американскую нефть, это лишний раз показывает политизированность всей сложившейся ситуации, - отмечает аналитик. – Ведь этим Минск показывает, что не ищет какой-то более выгодный альтернативный российскому источник сырья, которое объявили очень дорогим. Но заявления о поставках из США – это попытка найти раздражитель, чтобы "укусить" больнее. Ведь американская нефть априори обойдется намного дороже российской.

Как показала практика последних четырех месяцев, когда Белоруссия не заключала долгосрочных контрактов с РФ, показала: не все у Минска так радужно, как он намерен показать. Стратегия диверсификации проваливается с треском. К примеру, норвежская нефть на Новополоцкий НПЗ пришла еще 26 января, однако ни в февральской, ни в мартовской статистике белорусы ее просто не отразили.

"Белнефтехим" оправдывается долгим оформлением документов, но по факту уже доставленная партия сырья сопровождается набором бумаг и считается завершением контракта. То есть эта партия давно должна быть оформлена и переработана. А значит, здесь просматривается новая схема, которую Минск запустил для переговоров с Москвой по нефтяным ценам".

Своповые схемы Белоруссии

Минск заявил, что намерен диверсифицировать поставки нефти после того, как Москва отказалась поставлять сырье на условиях Белоруссии. А именно – исключить наценку для российских компаний и продавать РБ сырье с максимальными преференциями – на грани себестоимости. Продолжая закупать российскую нефть с поставками по магистральному нефтепроводу "Дружба" и по железной дороге, Белоруссия работает с альтернативными маршрутами транспортировки сырья - по морю, с перевалкой в портах в Одессе и Клайпеде.

Белорусские НПЗ традиционно закупают у РФ 24 млн тонн нефти, на внутренние нужду страну уходит примерно треть получившегося топлива. Остальное Минск перепродает Украине и Польше по выгодным для них ценам. При этом белорусской стороне крайне не понравился нефтяной маневр России, который обнулил экспортную пошлину и переложил ее в налог на добычу полезных ископаемых. Тем самым Минск лишился значительной скидки.

"В реальности норвежская нефть в Белоруссию просто не приходила – это была своповая поставка сырья из РФ. То есть российская компания, которая отгружает нефть в Усть-Луге Ленобласти, поменялась танкером нефти с французской компанией Total, которая участвует в разработке норвежского месторождения. То есть на самом деле белорусы закупили российскую нефть, только дороже с учетом экспортной пошлины, и заплатили огромные деньги за доставку.

То же самое было с южным направлением – якобы альтернативная нефть должна была прийти по трубе "Одесса-Броды". На самом деле они закупили несколько партий сырья из РФ, из города Новороссийск. Экономически это выгоднее, чем покупать у американцев, но куда дороже, чем напрямую пригнать из РФ по нефтепроводу "Дружба" с прямыми контрактами. Ведь в целом экономически более выгодного пути просто быть не может", - подчеркивает Юшков.

Саудовская нефть для Белоруссии

Первый вице-премьер РБ также указал, что в Минске считают перспективным взаимодействие по нефтяным контрактам с Саудовской Аравией. И страна попытается договориться с этим партнером о долгосрочном сотрудничестве. В госконцерне "Белнефтехим" также сообщили, что Минск закупил первую партию нефти у Саудовской Аравии, объемом 80 тысяч тонн, транспортировка будет осуществляться танкером через порт в литовской Клайпеде.

По словам Крутого, в условиях низкой цены на нефть потери Белоруссии от налогового маневра в РФ в абсолютном выражении "уже не такие большие, как при стоимости барреля $60". Но, тем не менее, белорусский президент Александр Лукашенко поставил задачу добиться диверсификации поставок, а значит, Минск намерен продолжить работу в этом направлении.

"В мае-июне, когда ожидаются низкие цены на нефть на мировом рынке, Белоруссия может закупать у РФ по мировым ценам. Но тянуть ее из-за океана или через Клайпеду, через Одессу – это серьезные расходы на доставку. Ведь российские компании по нефтепроводу "Дружба" поставляют РБ нефть уже с учетом стоимости ее транспортировки до НПЗ. А нефтепровод – самый простой, быстрый и дешевый способ доставки, исключающий перевалку.

Вариант доставки нефти из Саудовской Аравии в Белоруссию и вовсе выглядит фантастичным – составы придется тянуть через неспокойный Ближний Восток и всю Европу. Тем более, что Минск упоминал эту логистику с привязкой к Польше – это крюк через весь ЕС, да еще и с переплатой Варшаве. Все попытки диверсификации поставок Минска выглядят как минимум странно. И ставят единственную цель – выбить максимум преференций в переговорах с Россией", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 07.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики