Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку - 2» придется уступить половину трубы

«Северному потоку - 2» придется уступить половину трубы

Немецкий регулятор готов поставить крест на новом российском газопроводе

Германия, главный союзник России в деле строительства нового экспортного газопровода «Северный поток- 2» (СП-2), раскололась на две оппозиционные фракции. Федеральное правительство страны убеждено в необходимости завершения проекта, который будет способствовать укреплению энергетической безопасности всех европейских государств, а Федеральное сетевое агентство Германии, опираясь на антимонопольные законы Третьего энергопакета ЕС, утверждает, что Россия сможет заполнять новую трубу, полностью принадлежащую «Газпрому», только наполовину. Оставшиеся 50% придется предоставлять сторонним производителям, способным обеспечить газопровод альтернативным сырьем. Правда, конкурентов по поставкам в СП-2 у России не существует. Этот маршрут заранее задумывался для экспорта «голубого топлива» исключительно с российских месторождений. Тем не менее, ряд европейских экспертов предрекают серьезный внутриевропейский конфликт по –поводу перспектив российского газопровода. 

С технической точки зрения, для завершения строительства морской ветки СП-2, осталось всего несколько месяцев. Трубоукладчик «Академик Черский», единственное российское судно, способное дотянуть подводную часть газопровода до места назначения, после нескольких месяцев скитания по зарубежным водам, вошел в акваторию Балтийского моря, где, как ожидается, со дня на день сможет приступить к своей непосредственной деятельности.

Однако процесс завершения строительства СП-2 продолжает тормозиться. С одной стороны, не смолкают громкие политические заявления противников проекта. Так, известный польский политический деятель Камиль Зайончковский заявил, что завершение строительства «Северного потока - 2», будет означать, ни много-ни мало, подрыв ЕС в согласованности общей точки зрения в энергетическом аспекте, что подтвердит хрупкость внутренней политики европейского союза. В то же время, Федеральное сетевое агентство Германии опирается исключительно на юридические нормы: оно собирается запретить «Газпрому» полностью заполнять новый трубопроводный комплекс. Опираясь на законодательные статьи Третьего энергопакета ЕС и требования обновленной газовой директивы Евросоюза, немецкий регулятор позволяет российской монополии задействовать лишь 50% от мощностей газопровода. Остальное придется отдать сторонним поставщикам «голубого топлива», не задействованным в строительстве нового трубопроводного маршрута. Соответствующее официальное решение должно быть принято в самое ближайшее время. И даже официальная позиция немецкого правительства, открыто поддерживающего проект, вряд ли сможет «переубедить» энерегтического регулятора.

«Правительство Германии отлично понимает, что сотрудничество с Россией в сфере поставок энергоресурсов является одним из будущих преимуществ экономики обеих стран. Поэтому отказ или препятствие завершению строительства СП-2 будет явно не на руку Берлину: ряд немецких компаний вложили в этот проект крупные суммы, которые они собираются в будущем приумножить, — отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Регулирование использования СП-2, после завершения его строительства, будет, скорее всего, не раз оспорено и исправлено. Германия не может освободить проект от санкций Третьего энергопакета. В настоящее время идет перетягивание юридического каната. Половину проекта финансировали зарубежные, в том числе, германские компании. Остановить строительство газопровода невозможно, но его будущая эксплуатация, судя по всему, будет тормозиться».

«Северный поток - 2» обязательно достроят. Остается вопрос, как его будет использовать в дальнейшем. Скорее всего, на освободившиеся 50% трубопроводных мощностей придется проводить аукционы, где любой поставщик «голубого топлива» будет способен заявить собственные объемы топлива. Хотя подобные гарантированные поставки может обеспечить лишь «Газпром». Для этого придется сформировать новую компанию — оператора по поставкам российского газа в Европу. Это будет самым неудобный для России вариант, но такой сценарий позволит нашей стране избавиться от преследования в европейских судебных инстанциях и сохранить преимущество на энергетическом рынке Старого Света», — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 08.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики