Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку - 2» придется уступить половину трубы

«Северному потоку - 2» придется уступить половину трубы

Немецкий регулятор готов поставить крест на новом российском газопроводе

Германия, главный союзник России в деле строительства нового экспортного газопровода «Северный поток- 2» (СП-2), раскололась на две оппозиционные фракции. Федеральное правительство страны убеждено в необходимости завершения проекта, который будет способствовать укреплению энергетической безопасности всех европейских государств, а Федеральное сетевое агентство Германии, опираясь на антимонопольные законы Третьего энергопакета ЕС, утверждает, что Россия сможет заполнять новую трубу, полностью принадлежащую «Газпрому», только наполовину. Оставшиеся 50% придется предоставлять сторонним производителям, способным обеспечить газопровод альтернативным сырьем. Правда, конкурентов по поставкам в СП-2 у России не существует. Этот маршрут заранее задумывался для экспорта «голубого топлива» исключительно с российских месторождений. Тем не менее, ряд европейских экспертов предрекают серьезный внутриевропейский конфликт по –поводу перспектив российского газопровода. 

С технической точки зрения, для завершения строительства морской ветки СП-2, осталось всего несколько месяцев. Трубоукладчик «Академик Черский», единственное российское судно, способное дотянуть подводную часть газопровода до места назначения, после нескольких месяцев скитания по зарубежным водам, вошел в акваторию Балтийского моря, где, как ожидается, со дня на день сможет приступить к своей непосредственной деятельности.

Однако процесс завершения строительства СП-2 продолжает тормозиться. С одной стороны, не смолкают громкие политические заявления противников проекта. Так, известный польский политический деятель Камиль Зайончковский заявил, что завершение строительства «Северного потока - 2», будет означать, ни много-ни мало, подрыв ЕС в согласованности общей точки зрения в энергетическом аспекте, что подтвердит хрупкость внутренней политики европейского союза. В то же время, Федеральное сетевое агентство Германии опирается исключительно на юридические нормы: оно собирается запретить «Газпрому» полностью заполнять новый трубопроводный комплекс. Опираясь на законодательные статьи Третьего энергопакета ЕС и требования обновленной газовой директивы Евросоюза, немецкий регулятор позволяет российской монополии задействовать лишь 50% от мощностей газопровода. Остальное придется отдать сторонним поставщикам «голубого топлива», не задействованным в строительстве нового трубопроводного маршрута. Соответствующее официальное решение должно быть принято в самое ближайшее время. И даже официальная позиция немецкого правительства, открыто поддерживающего проект, вряд ли сможет «переубедить» энерегтического регулятора.

«Правительство Германии отлично понимает, что сотрудничество с Россией в сфере поставок энергоресурсов является одним из будущих преимуществ экономики обеих стран. Поэтому отказ или препятствие завершению строительства СП-2 будет явно не на руку Берлину: ряд немецких компаний вложили в этот проект крупные суммы, которые они собираются в будущем приумножить, — отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Регулирование использования СП-2, после завершения его строительства, будет, скорее всего, не раз оспорено и исправлено. Германия не может освободить проект от санкций Третьего энергопакета. В настоящее время идет перетягивание юридического каната. Половину проекта финансировали зарубежные, в том числе, германские компании. Остановить строительство газопровода невозможно, но его будущая эксплуатация, судя по всему, будет тормозиться».

«Северный поток - 2» обязательно достроят. Остается вопрос, как его будет использовать в дальнейшем. Скорее всего, на освободившиеся 50% трубопроводных мощностей придется проводить аукционы, где любой поставщик «голубого топлива» будет способен заявить собственные объемы топлива. Хотя подобные гарантированные поставки может обеспечить лишь «Газпром». Для этого придется сформировать новую компанию — оператора по поставкам российского газа в Европу. Это будет самым неудобный для России вариант, но такой сценарий позволит нашей стране избавиться от преследования в европейских судебных инстанциях и сохранить преимущество на энергетическом рынке Старого Света», — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 08.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики