Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северному потоку - 2» придется уступить половину трубы

«Северному потоку - 2» придется уступить половину трубы

Немецкий регулятор готов поставить крест на новом российском газопроводе

Германия, главный союзник России в деле строительства нового экспортного газопровода «Северный поток- 2» (СП-2), раскололась на две оппозиционные фракции. Федеральное правительство страны убеждено в необходимости завершения проекта, который будет способствовать укреплению энергетической безопасности всех европейских государств, а Федеральное сетевое агентство Германии, опираясь на антимонопольные законы Третьего энергопакета ЕС, утверждает, что Россия сможет заполнять новую трубу, полностью принадлежащую «Газпрому», только наполовину. Оставшиеся 50% придется предоставлять сторонним производителям, способным обеспечить газопровод альтернативным сырьем. Правда, конкурентов по поставкам в СП-2 у России не существует. Этот маршрут заранее задумывался для экспорта «голубого топлива» исключительно с российских месторождений. Тем не менее, ряд европейских экспертов предрекают серьезный внутриевропейский конфликт по –поводу перспектив российского газопровода. 

С технической точки зрения, для завершения строительства морской ветки СП-2, осталось всего несколько месяцев. Трубоукладчик «Академик Черский», единственное российское судно, способное дотянуть подводную часть газопровода до места назначения, после нескольких месяцев скитания по зарубежным водам, вошел в акваторию Балтийского моря, где, как ожидается, со дня на день сможет приступить к своей непосредственной деятельности.

Однако процесс завершения строительства СП-2 продолжает тормозиться. С одной стороны, не смолкают громкие политические заявления противников проекта. Так, известный польский политический деятель Камиль Зайончковский заявил, что завершение строительства «Северного потока - 2», будет означать, ни много-ни мало, подрыв ЕС в согласованности общей точки зрения в энергетическом аспекте, что подтвердит хрупкость внутренней политики европейского союза. В то же время, Федеральное сетевое агентство Германии опирается исключительно на юридические нормы: оно собирается запретить «Газпрому» полностью заполнять новый трубопроводный комплекс. Опираясь на законодательные статьи Третьего энергопакета ЕС и требования обновленной газовой директивы Евросоюза, немецкий регулятор позволяет российской монополии задействовать лишь 50% от мощностей газопровода. Остальное придется отдать сторонним поставщикам «голубого топлива», не задействованным в строительстве нового трубопроводного маршрута. Соответствующее официальное решение должно быть принято в самое ближайшее время. И даже официальная позиция немецкого правительства, открыто поддерживающего проект, вряд ли сможет «переубедить» энерегтического регулятора.

«Правительство Германии отлично понимает, что сотрудничество с Россией в сфере поставок энергоресурсов является одним из будущих преимуществ экономики обеих стран. Поэтому отказ или препятствие завершению строительства СП-2 будет явно не на руку Берлину: ряд немецких компаний вложили в этот проект крупные суммы, которые они собираются в будущем приумножить, — отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Регулирование использования СП-2, после завершения его строительства, будет, скорее всего, не раз оспорено и исправлено. Германия не может освободить проект от санкций Третьего энергопакета. В настоящее время идет перетягивание юридического каната. Половину проекта финансировали зарубежные, в том числе, германские компании. Остановить строительство газопровода невозможно, но его будущая эксплуатация, судя по всему, будет тормозиться».

«Северный поток - 2» обязательно достроят. Остается вопрос, как его будет использовать в дальнейшем. Скорее всего, на освободившиеся 50% трубопроводных мощностей придется проводить аукционы, где любой поставщик «голубого топлива» будет способен заявить собственные объемы топлива. Хотя подобные гарантированные поставки может обеспечить лишь «Газпром». Для этого придется сформировать новую компанию — оператора по поставкам российского газа в Европу. Это будет самым неудобный для России вариант, но такой сценарий позволит нашей стране избавиться от преследования в европейских судебных инстанциях и сохранить преимущество на энергетическом рынке Старого Света», — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 08.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики