Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» могут продать из-за санкций

«Северный поток-2» могут продать из-за санкций

Поставки российского газа в Европу превращаются в спецоперацию

Трехмесячный поход «Академика Черского», единственного российского судна, которое может достроить «Северный поток-2» (СП-2), благополучно завершился в водах Балтийского моря. Переход из дальневосточной Находки в немецкий Мукран вполне достоин войти в анналы судоходства, а, возможно, станет сюжетом детективной литературы.

Не менее захватывает и весь сюжет, связанный со строительством СП-2 после того, как администрация США ввела санкции против всех его участников. «Академик Черский» в сопровождении судов ВМФ РФ галсом добрался до Германии. Возможно, его уже адаптировали к работе с трубами того диаметра, которые используются при строительстве СП-2, а, возможно, и нет, точная информация не предоставляется, экспертам остается только гадать.

«Черский», возможно, только отвлекающий маневр. В опубликованном на прошлой неделе отчете «Газпром» написал, что «ведется работа по различным вариантам завершения строительства газопровода и его ввода в эксплуатацию». Какие это варианты – официально тоже не сообщается.

При этом эффективность СП-2 поставлена под удар, так как Берлин может подчинить «Северный поток-2» газовой директиве Евросоюза, отклонив заявку на освобождение строительства проекта трубопровода «Северный поток—2» от требований обновленной газовой директивы Европейского союза. То есть «Газпром» сможет использовать только 50% мощностей трубопровода, когда и если достроит его.

В связи с чем возникает сюжет по строительству заведомо избыточных мощностей: если «Газпром» планировал поставлять по СП-2 55 млрд куб.м. газа, а ему будет разрешено использовать трубу только на 50%, логично предположить строительство еще одной трубы такой же мощности. В этом случае вдвоем они при ополовиненной загрузке дадут искомый объем поставок.

Еще вариант – строительство нового, третьего потока, «СП-3», который пока санкциями не затронут. В пользу этой версии говорит тот факт, что проектная мощность газопровода «Грязовец – КС Славянская», предназначенного в том числе для подачи газа в «Северный поток 2«, в марте была увеличена до 82,4 млрд куб.м. газа с прежних 55 млрд. Словом, кругом – сплошной детектив и шпионские страсти.

Принадлежащее «Газпром флоту» краново-монтажное трубоукладочное судно «Академик Черский» вышло из российского дальневосточного порта Находка в начале февраля. Именно оно оказалось единственным, которое теоретически может закончить строительство «Северного потока-2» после того как с него ушли иностранные подрядчики, испугавшиеся объявленных в конце 2019 года Соединенными Штатами санкций (швейцарская Allseas практически сразу заявила о приостановке строительства, и увела свои трубоукладчики с трассы, хотя американский закон предполагал, что сделать это можно спустя месяц).

Возможно именно угроза ареста самого «Черского» из-за санкций, введенных против судов-трубоукладчиков, и заставила его выбрать не самый короткий маршрут, петлять на трассе, указывая ложные цели своего передвижения. Более того, аналитики полагают, что его сопровождали суда военно-морского флота России.

В Европу, в Балтийское море «Черский» мог бы, опять же теоретически, пройти по самому короткому пути, сразу на запад, по трассе Северного морского пути. Но, как пелось в знаменитой кинокомедии, «умные герои всегда идут в обход». «Черский» пошел на юго-восток, указав первым пунктом назначения «Сингапур». Но туда он не дошел, изменил курс и пошел в порт столицы Шри-Ланки Коломбо, куда... снова не дошел. Здесь судно вообще на три дня отключало систему AIS, а когда включило, то снова изменило курс и якобы направилось к египетскому порту Суэц. Но через Суэцкий канал «Черский» тоже не пошел (эксперты пишут, что там могла быть организована провокация, кроме того в этом случае ему пришлось бы еще идти через все Средиземное море, нашпигованное военными базами западных стран, а потом узким Гибралтарским проливом). В итоге «Черский», еще не раз сменив показания своего направления, обогнул южную оконечность Африки.

На подходе к Европе российский трубоукладчик продолжил конспирироваться: то указывал пунктом назначения Лас-Пальмас на Канарских островах, то вдруг сделал вид, что опять идет к Суэцкому каналу. То назвал шотландский Абердин, потом, уже как бы в издевку – Находку. Только 3 мая судно действительно пришло туда, куда обозначило – Калининград.

Огромный транспортный крюк и «игру» с маршрутом «Черского» аналитики объясняют возможным препятствованием со стороны США и их партнеров. Мол, если бы «Академик Черский» играл в открытую и изначально декларировал конечную точку маршрута, он мог быть остановлен под каким-то надуманным предлогом. Отказ от прохода по практически «домашнему» Севморпути объясняют тем, что если идти через арктические широты, то там норвежцы, как члены НАТО, могли бы арестовать судно с командой. На самом деле, на наш взгляд, это, скорее. связано с тем, что в феврале в Арктике трасса закрыта льдами, непроходимыми для «Черского», и даже в сопровождении ледокола он мог бы получить серьезные повреждения, которые отодвинули бы строительство СП-2 на непредсказуемое время, если не навсегда.

Блогеры и СМИ отмечают, что на протяжении почти всего маршрута в 30 тыс. км «Черского» сопровождали боевые корабли ВМФ России. Судя по всему, они не шли конвоем, но были, как говорится, в зоне доступности. В зоне от Находки до Шри-Ланки «Черского» страховал большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», до Кейптауна – сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», потом эстафету приняли суда Северного, а затем и Балтийского флота.

В российских водах «Черский» простоял почти пять дней. Аналитики полагают, что связано это с подвозом необходимого оборудования и прибытием специалистов, которые адаптируют судно для работы по укладке труб СП-2, диаметр которых гораздо больше, чем те, с которыми «Черский» работал раньше. Однако одна из версий гласит, что «Черский» мог втайне провести переоборудование еще где-то на трассе, например, в Сингапуре.

«Газпром» купил это судно в 2015 году, чтобы быть независимым от зарубежных подрядчиков и санкционных рисков при строительстве своих новых экспортных газопроводов. Корабль пришел в Россию в 2017 году и с тех пор проходил модернизацию и дооснащение на Находкинском судоремонтном заводе. «Черский» был впервые использован летом 2019 года на месторождениях в Охотском море на северо-восточном шельфе Сахалина.

Министр энергетики России Александр Новак в декабре 2019 года заявлял, что использование «Черского» – это один из вариантов достройки «Северного потока – 2«, но потребуется некоторое время на дополнительную подготовку судна. А глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявлял, что у России вообще нет подходящих судов-трубоукладчиков, а на постройку собственного потребуется до 6 лет.

7 мая 2020 «Черский» опять взял курс на запад. Хотя было очевидно, что оно может идти или к югу от датского острова Борнхольм, где корабли Allseas бросили класть трубу, или в немецкий Мукран, где расположен логистический центр строительства, «Черский» опять подстраховался и сначала назвал портом захода Лауффен в центральной части Германии. На самом деле он уже с вечера 8 мая «паркуется» в немецком порту Засниц недалеко от Мукрана, где хранятся трубы, необходимые для завершения строительства. Там же стоит российская самоходная трубоукладочная баржа «Фортуна», которая тоже может быть задействована в процессе укладки труб, но только в более мелких водах («Черскому» предстоит уложить около 50-70 км на глубоководном участке в водах Дании).Как отмечал президент Владимир Путин, Россия способна завершить строительство газопровода без привлечения иностранных партнеров. По его словам, «Северный поток – 2»заработает до конца 2020 года или в первом квартале следующего. Глава «Газпрома» Алексей Миллер также заявлял, что у компании есть все средства, чтобы самостоятельно реализовать проект.

Напомним, что СП-2 состоит из двух ниток газопровода протяженностью 2,5 тыс км (по двум ниткам), его строительство завершено на 93% – на дно Балтийского моря уложено 2,3 тыс км по обеим ниткам, построить осталось 160 км.

Пропускная мощность СП-2 составляет 55 млрд куб. м газа в год, он наряду с СП-1 сможет напрямую, без транзита по территории каких-либо стран обеспечить прямые поставки газа в Германию по дну Балтийского моря.

В ФРГ ждут этот газ. Перспективы реализации проекта «Северный поток – 2»выглядят обнадеживающими, заявил посол ФРГ в Москве Геза Андреас фон Гайр. «Германия в лице своего федерального правительства убеждена в важности реализации этого проекта, который в долгосрочной перспективе будет способствовать укреплению энергетической безопасности нашей страны и других европейских государств», – подчеркнул дипломат.

Вместе с тем, в начале мая немецкая газета Handelsblatt сообщила, что Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNA) планирует отклонить заявку на освобождение строительства проекта трубопровода «Северный поток—2» от требований обновленной газовой директивы Европейского союза. В случае с «Северным потоком-2» это означает, что после завершения строительства трубы «Газпром» сможет использовать только 50% мощностей газопровода, а остальные нужно будет передать в управление специальному газотранспортному оператору, не зависимому от поставщика.

«Самый очевидный вариант развития событий – достройка «Северного потока 2» с помощью «Академика Черского» с учетом его уже проведенного либо дополнительно требующегося переоборудования, – сказал «НГ» эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Вариант с использованием не столь совершенного судна «Фортуна» с применением буксиров менее вероятен. Сценарии подключения к работе зарубежных компаний пока являются сугубо гипотетическими и возможными разве что либо в случае глубокой конспирации, либо в случае достижения политических договоренностей с США о снижении санкционного давления».

Варианты строительства новых ниток СП-2 пока тоже являются сугубо гипотетическими, считает эксперт. «Более разумными выглядят меры по решению вопросов полной загрузки уже имеющихся потоков. Хотя полностью исключать условный СП-3 на горизонте долгосрочной перспективе нельзя», – говорит Митрахович.

По его словам, с учетом вероятного резкого сокращения либо прекращения транзита через Украину после 2024 года, а также с учетом непростых отношений РФ с Белоруссией и Польшей (с соответствующими рисками для поставок газа через трубопровод «Ямал – Европа»), наличие морских труб в Европу более чем оправдано. «Наличие труб, в большей или меньшей степени, но подконтрольных «Газпрому», облегчает достижение победы в ценовой войне. Транспорт по трубам дешевле поставок СПГ, у «Газпрома» будут возможности непосредственно определять тарифы или аммортизационные отчислений для работы «потоков», – говорит Митрахович.

Возможности установки тарифов или отчислений на морские «потоки» могут быть ограничены в силу использования разных политико-правовых форматов вывода СП-2 из-под обновленной Газовой директивы ЕС, полагает эксперт. «Возможны варианты создания совместной компании по управлению СП-2 либо его конечным участком, варианты с аукционами на бронирование мощности, которые будет проводить как раз эта компания-оператор, варианты с виртуальным хабом в балтийском море, варианты с продажей газа покупателям на входе в СП-2 еще на российской территории, и т.п. Германия в СП-2 заинтересована, с учетом ее интересов и позиций в институтах ЕС тот или иной вариант решения проблемы полной либо почти полной загрузки СП-2 в итоге будет реализован», – говорит эксперт.

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов называет в качестве одного из вариантов достройку с участием внешних подрядчиков, но так как до сих пор никого не привлекли, то, по его мнению, вариант с «Академиком Черским» является основным. Правосудов не видит проблем с будущей загрузкой СП-2. «На первом этапе трубопровод все равно загружается постепенно, а с учетом возможностей транзита через Украину понятно, что на полную мощность СП-2 будут выводить без спешки», – говорит Правосудов.

По его мнению, с учетом того, что российское законодательство разрешает экспортные поставки газа только через «Газпром», для обхода требований обновленной газовой директивы ЕС может быть использована продажа трубопровода партнерам, с тем, чтобы «Газпром» не владел контрольным пакетом. При этом речь вряд ли может идти о каких-то подставных российских компаниях, ведь стоимость проекта составляет миллиарды евро. Что касается расширения подводящих мощностей, Правосудов не исключает, что они могут понадобиться как для строительства «СП-3», так и для переработки в сжиженный природный газ (СПГ).

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 11.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики