Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение ФРГ по газовой директиве для "Северного потока-2" РФ оспорит по трем направлениям

Решение ФРГ по газовой директиве для "Северного потока-2" РФ оспорит по трем направлениям

Отказ регулятора ФРГ освободить "Северный поток-2" от газовой директивы ЕС Россия оспорит в судах как несправедливое и дискриминационное. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Федеральное сетевое агентство ФРГ официально отказало в выводе российско-германского газопровода "Северный поток-2" из-под правил обновленной Газовой директивы ЕС. Предварительное решение сопровождается комментарием, что для освобождения проекта от требований он должен был быть завершен до 23 мая 2019 года. Газовая директива подразумевает распространение норм третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы.

Эти правила обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки газа от альтернативных поставщиков. "Северный поток-2" – прямой трубопровод, прокладываемый по дну Балтийского моря из российской Усть-Луги до побережья Германии. Никаких альтернативных поставщиков, которые даже теоретически могли бы хотеть качать газ по этой магистрали, быть не может – она строится для продаж российского газа на немецком хабе.

"Решение регулятора ФРГ было ожидаемым хотя бы потому, что обновленная газовая директива в принципе изначально была принята, - отмечает Гривач. – Ее специально писали и утверждали для применения к строящемуся российскому трубопроводу. Говорить о справедливости этого документа даже не приходится – оно просто абсурдно и на ровном месте выписывает ограничение для поставок газа по новой магистрали. У немецкого сетевого агентства были альтернативы вынесенному решению.

К примеру, регулятор мог учесть, что подводный участок газопровода у побережья Германии был построен до оговоренного 23 мая 2019 года, что де-юре отвечает требованиям газовой директивы ЕС. Но, похоже, проявить подобную политическую смелость ни немецкий регулятор, ни Берлин сейчас не в состоянии. Слишком велико давление в рамках существующей геополитической парадигмы. И теперь вокруг газопровода начнется масштабная юридическая "возня".

Слово за судами ЕС

Оператор "Северного потока-2" Nord Stream 2 AG указывала, что понятие "завершение проекта" следует рассматривать шире, нежели с точки зрения строительно-технических процессов. Компания полагает, что надо учитывать обстоятельство, что к моменту вступления в силу обновленной директивы уже были сделаны миллиардные инвестиции на условиях прежней правовой ситуации. Этот аргумент немецкий регулятор отверг. И указал, что намерен руководствоваться лишь "строительно-техническим пониманием" термина "завершение проекта".

Примечательно, что хотя поправки в газовую директиву вступили в силу, поспешность их утверждения уже создала правовую коллизию в Европе. Большинство государств Евросоюза просто не успело включить их в свои национальные законодательства. А значит, есть возможности оспорить весь пакет обновления директивы юридически.

Существуют и другие варианты изменить ситуацию – к примеру, опротестовать решение регулятора ФРГ в Высшем земельный суд в Дюссельдорфе. В Nord Stream 2 AG уже заявили, что не согласны с решением немецкого регулятора, а значит, иски не заставят себя долго ждать.

"Теперь все будет зависеть от того, какую линию поведения выберет оператор проекта. Можно оспорить решение регулятора или поправки в целом. Как вариант – доказать, что новые правила дискриминационные и используются целенаправленно против российско-немецкого проекта. Также широкие возможности открывает перспектива оспаривания изменения правил игры в процессе реализации проекта.

Когда "Северный поток-2" обсуждался, действовали одни правила, потом для блокировки проекта приняли другие. Но не учли позиции инвесторов – в газопровод вложены миллиарды евро крупных европейских компаний. В целом можно говорить, что судебные процессы вокруг проекта будут долгими. И не исключено, что оператор развернет борьбу сразу по нескольким направлениям в разных инстанциях", - подчеркивает Гривач.

Проект намеренно блокируют

Доработанная Газовая директива была согласована в рекордные сроки в начале 2019 года – такой скорости разработки и утверждения законов в ЕС никогда не видели. Еврокомиссия утверждает, что обновленные правила будут распространяться на все проекты морских газопроводов. Однако этот же орган не скрывал, что третий энергопакет и поправки в директиву внедрялись лишь для расширения возможностей административного нерыночного контроля со стороны Брюсселя над российским экспортом газа в Евросоюз.

Сейчас в ЕС строится несколько внутренних морских газопроводов – к примеру, по дну Балтийского моря тянут Baltic Pipe – трубопровод из Польши в Данию до Норвегии. Никто не сомневается, что он в итоге получит освобождение от применения правил третьего энергопакета. Иначе смысла работать вполовину мощности у магистрали просто нет, она станет нерентабельна. Однако именно в эти рамки 50-процентного лимита загоняют "Северный поток-2".

"Обновленная газовая директива утверждалась в отношении одного конкретного проекта, что явно противоречит обязательствам Евросоюза в рамках Договора об энергетической хартии. Намеренно введены ограничения для проекта, в который уже вложены миллиарды долларов – это нарушение целого ряда европейских законов. При этом сам процесс имплементации и правоприменения новых правил вообще непонятны.

Так что к Еврокомиссии и газовому регулятору ФРГ в суде будет поставлено много. Обновленная газовая директива нарушила базовые правила европейской правовой системы. И как на это взглянут "беспристрастные" суды ЕС, нам еще предстоит наблюдать", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики