Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Решение ФРГ по газовой директиве для "Северного потока-2" РФ оспорит по трем направлениям

Решение ФРГ по газовой директиве для "Северного потока-2" РФ оспорит по трем направлениям

Отказ регулятора ФРГ освободить "Северный поток-2" от газовой директивы ЕС Россия оспорит в судах как несправедливое и дискриминационное. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал заместитель гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Федеральное сетевое агентство ФРГ официально отказало в выводе российско-германского газопровода "Северный поток-2" из-под правил обновленной Газовой директивы ЕС. Предварительное решение сопровождается комментарием, что для освобождения проекта от требований он должен был быть завершен до 23 мая 2019 года. Газовая директива подразумевает распространение норм третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы.

Эти правила обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки газа от альтернативных поставщиков. "Северный поток-2" – прямой трубопровод, прокладываемый по дну Балтийского моря из российской Усть-Луги до побережья Германии. Никаких альтернативных поставщиков, которые даже теоретически могли бы хотеть качать газ по этой магистрали, быть не может – она строится для продаж российского газа на немецком хабе.

"Решение регулятора ФРГ было ожидаемым хотя бы потому, что обновленная газовая директива в принципе изначально была принята, - отмечает Гривач. – Ее специально писали и утверждали для применения к строящемуся российскому трубопроводу. Говорить о справедливости этого документа даже не приходится – оно просто абсурдно и на ровном месте выписывает ограничение для поставок газа по новой магистрали. У немецкого сетевого агентства были альтернативы вынесенному решению.

К примеру, регулятор мог учесть, что подводный участок газопровода у побережья Германии был построен до оговоренного 23 мая 2019 года, что де-юре отвечает требованиям газовой директивы ЕС. Но, похоже, проявить подобную политическую смелость ни немецкий регулятор, ни Берлин сейчас не в состоянии. Слишком велико давление в рамках существующей геополитической парадигмы. И теперь вокруг газопровода начнется масштабная юридическая "возня".

Слово за судами ЕС

Оператор "Северного потока-2" Nord Stream 2 AG указывала, что понятие "завершение проекта" следует рассматривать шире, нежели с точки зрения строительно-технических процессов. Компания полагает, что надо учитывать обстоятельство, что к моменту вступления в силу обновленной директивы уже были сделаны миллиардные инвестиции на условиях прежней правовой ситуации. Этот аргумент немецкий регулятор отверг. И указал, что намерен руководствоваться лишь "строительно-техническим пониманием" термина "завершение проекта".

Примечательно, что хотя поправки в газовую директиву вступили в силу, поспешность их утверждения уже создала правовую коллизию в Европе. Большинство государств Евросоюза просто не успело включить их в свои национальные законодательства. А значит, есть возможности оспорить весь пакет обновления директивы юридически.

Существуют и другие варианты изменить ситуацию – к примеру, опротестовать решение регулятора ФРГ в Высшем земельный суд в Дюссельдорфе. В Nord Stream 2 AG уже заявили, что не согласны с решением немецкого регулятора, а значит, иски не заставят себя долго ждать.

"Теперь все будет зависеть от того, какую линию поведения выберет оператор проекта. Можно оспорить решение регулятора или поправки в целом. Как вариант – доказать, что новые правила дискриминационные и используются целенаправленно против российско-немецкого проекта. Также широкие возможности открывает перспектива оспаривания изменения правил игры в процессе реализации проекта.

Когда "Северный поток-2" обсуждался, действовали одни правила, потом для блокировки проекта приняли другие. Но не учли позиции инвесторов – в газопровод вложены миллиарды евро крупных европейских компаний. В целом можно говорить, что судебные процессы вокруг проекта будут долгими. И не исключено, что оператор развернет борьбу сразу по нескольким направлениям в разных инстанциях", - подчеркивает Гривач.

Проект намеренно блокируют

Доработанная Газовая директива была согласована в рекордные сроки в начале 2019 года – такой скорости разработки и утверждения законов в ЕС никогда не видели. Еврокомиссия утверждает, что обновленные правила будут распространяться на все проекты морских газопроводов. Однако этот же орган не скрывал, что третий энергопакет и поправки в директиву внедрялись лишь для расширения возможностей административного нерыночного контроля со стороны Брюсселя над российским экспортом газа в Евросоюз.

Сейчас в ЕС строится несколько внутренних морских газопроводов – к примеру, по дну Балтийского моря тянут Baltic Pipe – трубопровод из Польши в Данию до Норвегии. Никто не сомневается, что он в итоге получит освобождение от применения правил третьего энергопакета. Иначе смысла работать вполовину мощности у магистрали просто нет, она станет нерентабельна. Однако именно в эти рамки 50-процентного лимита загоняют "Северный поток-2".

"Обновленная газовая директива утверждалась в отношении одного конкретного проекта, что явно противоречит обязательствам Евросоюза в рамках Договора об энергетической хартии. Намеренно введены ограничения для проекта, в который уже вложены миллиарды долларов – это нарушение целого ряда европейских законов. При этом сам процесс имплементации и правоприменения новых правил вообще непонятны.

Так что к Еврокомиссии и газовому регулятору ФРГ в суде будет поставлено много. Обновленная газовая директива нарушила базовые правила европейской правовой системы. И как на это взглянут "беспристрастные" суды ЕС, нам еще предстоит наблюдать", - заключает Алексей Гривач.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики