Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик объяснил отказ ФРГ освободить «Северный поток-2» от газовой директивы ЕС

Аналитик объяснил отказ ФРГ освободить «Северный поток-2» от газовой директивы ЕС

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в эфире НСН пояснил, что Германия не могла пойти навстречу России во избежание конфликтов с Евросоюзом.

В ФРГ отказались освободить «Северный поток-2» от регулирования в территориальных водах Германии. Немецкий регулятор отклонил заявку оператора Nord Stream 2 AG об освобождении строительства трубопровода от требований Газовой директивы Евросоюза.

Эксперт Финансового университета при правительстве России, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в интервью НСН объяснил действие представителей Германии, которые ранее защищали интересы «Северного потока-2».

«Немцы сделали, что могли. Но история еще не закончилась. "Газпром" будет подавать апелляции. Но, тем не менее, когда Еврокомиссия, буквально открыто выступая против России, распространила действие третьего энергопакета на газопроводы, чего раньше не было. Все понимали, что в море конкуренции возникнуть не может. Германия все равно отстаивала интересы "Северного потока-2", свои интересы тоже, и приняла постановление, что, если газопровод будет достроен до 23 мая, тогда на него это регулирование распространяться не будет. И тогда это было реальной помощью, потому что планировалось достроить "Северный поток-2" до конца 2019 года. Потом были введены санкции со стороны США, и в итоге до 23 мая достроить не успели. И еще раз отсрочить эту даты Германия уже не могла, иначе ее бы обвинили в коррупционной составляющей данного процесса. Конечно, я думаю, что оператор "Северного потока-2" Nord Stream 2 AG мог бы попытаться опротестовать данное решение на основании того, что все-таки газовая директива – это комплекс антимонопольных законов. Они признаны развивать конкуренцию. Какая может возникнуть конкуренция на дне моря в 12 милях от берега Германии, совершенно непонятно. И в самом законодательстве ЕС прописано, что, если конкуренция возникнуть не может, значит к трубе нельзя применять третий энергопакет, нужно давать исключение из правила. Поэтому я думаю, что «Газпром» будет и дальше добиваться в судах не применения третьего энергопакета к морскому газопроводу. На деле, мы все прекрасно понимаем, что ни к одному другому проекту газовые директивы в таком виде не используют, везде предоставляются исключения из-под норм третьего энергопакета – для Азербайджана, Прибалтики. То есть, по сути, этот закон действует против России. Это никакое не развитие конкуренции, а просто дискриминация одного из поставщиков», – объясняет он.

Эксперт также рассказал, какие есть варианты для полной загрузки «Северного потока-2», если «Газпрому» так и не удастся добиться снятия регулирования.

«Даже если "Газпрому" не удастся получить эти исключения, под эти правила все равно можно подстроиться. Для этого участок в 12 миль в акватории Германии нужно будет передать в управление независимому оператору, для этого даже собственность можно не менять. И в этой точке, либо на входе в трубу еще на российской территории, половину поставляемого по трубе газа продавать уже сразу клиентам, которые сейчас получают газ, как правило, на территории Австрии. Можно перенести точку сдачи и приемки на российскую территорию. Так получится, что выполняются требования загрузки газопроводом не больше пятидесяти процентов мощности одним только поставщиком. Получается, 27,5 миллиардов кубов будет поставлять "Газпром", а остальные 27,5 уже потребители газа, просто они еще в России будут его получать. То есть в принципе варианты полной загрузки "Северного потока-2" существуют, даже в случае, если Газпрому не удастся получить исключений из-под норм третьего энергопакета», – рассказывает специалист НСН.

Ранее Польша заявила о намерении арестовать активы «Северного потока-2».

Автор: Татьяна Ладяева

Источник: НСН, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики