Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт предложил схему обхода «Северным потоком – 2» директивы ЕС

Эксперт предложил схему обхода «Северным потоком – 2» директивы ЕС

Газопровод «Северный поток – 2» (СП-2) сможет заполнять свои мощности на 100%, даже если ограничений из-за директивы ЕС избежать не удастся, рассказал «Известиям» эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков 15 мая.

Ранее в этот день стало известно, что Федеральное сетевое агентство Германии отказало оператору «Северного потока – 2» в выводе проекта из-под действия правил газовой директивы Евросоюза. Единственной возможностью вывести прилегающий к Германии участок из-под правил было бы его завершение до 23 мая 2019 года, но оно не выполнено, отметили в ведомстве.

«По требованию Евросоюза «Газпрому» нужно будет выделить 12-мильный морской участок СП-2, который подходит к берегу Германии, юридически в отдельный участок. Передать его в управление независимому оператору и сделать так, чтобы по этому последнему участку шло 27,5 млрд кубометров (50% мощности газопровода. — Ред.) газа чужих собственников. Таким образом, европейцы газ будут получать юридически на дне моря, и на выходе в Германии будет не только газ «Газпрома», но и европейских компаний», — рассказал Игорь Юшков.

Эта абсолютно легальная схема позволит избежать простоя половины мощностей «Северного потока – 2», пояснил эксперт. Тем не менее шансы оспорить решение Федерального сетевого агентства Германии еще остаются, уверен Юшков.

«Это было решение первой инстанции, оно довольно серьезное. Дальше «Газпром» будет пытаться его опротестовать. Оператор СП-2 Nord Stream 2 AG пойдет в суды. Плюс немецкое руководство будет использовать все возможности евробюрократии», — заключил специалист.

В январе компании — операторы газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2» обратились в Федеральное сетевое агентство ФРГ с просьбой освободить их от исполнения положений газовой директивы Евросоюза. В заявках говорилось об освобождении от норм, содержащихся в параграфе 28б закона об энергетической экономике.

Данный параграф регулирует работу иностранных газопроводов, проходящих по территории Германии. Газопроводы третьих стран, пролегающие в территориальных водах ЕС, теперь должны соответствовать правилам, которые ранее распространялись лишь на наземные трубы.

Компания, добывающая газ, не может владеть газопроводом, по которому он поставляется в ЕС. В итоге газовая директива в случае ее распространения на российский газопровод затронет «Северный поток – 2», строительством которого занимается компания Nord Stream 2 AG, единственный акционер которого «Газпром».

В декабре 2019 года президент США Дональд Трамп подписал оборонный бюджет страны, предусматривающий санкции против компаний, строящих «Северный поток – 2». В тот же день швейцарская компания Allseas остановила работы на проекте.

В России же заявили о намерении самостоятельно достроить «Северный поток – 2» и ввести его в эксплуатацию в 2020 году. В Nord Stream 2 рассказали «Известиям», что работают над скорейшим завершением проекта и из 2,46 тыс. км газопровода уже проложено 2,3 тыс.

1 мая Nord Stream 2 AG заявила о несогласии с предварительным решением Федерального сетевого агентства Германии об отказе освободить проект от правил газовой директивы Евросоюза.

Источник: Известия, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики