Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайский шантаж

Китайский шантаж

Китайская компания CNPC выступила с заявлением о растущих потребностях Китая в нефти и предлагает увеличить закупки вне рамок контракта. Если кто не помнит, то «Роснефть» и «Транснефть» взяли у КНР кредит на $25 млрд под поставки 300 млн т нефти в течение 20 лет по 15 млн т.

Изначально планировалось также 30 млн т поставлять по ВСТО-1 в Китай, а 50 млн т качать по трубе на берег Тихого океана и далее в Корею и в Японию. Собственно, то, о чем я уже давно говорил, начинает сбываться. Еще когда ВСТО до Сковордино планировалось строить с двумя ответвлениями — одно на Китай, другое — на Козьмино, Тихий океан, было ясно, что, стоит трубе достигнуть Сковордино, все изменится, и Китай наверняка попробует увеличить свою квоту в ущерб поставкам на берег Тихого океана.

Российские лоббисты этого проекта, безусловно, заинтересованы, в большей степени по политическим мотивам, в поставках нефти в сторону Китая. Для компании «Роснефть» и для ее политических кураторов, например, совершенно не все равно, куда будет поставляться нефть. Именно это сейчас и происходит: Китай требует все больше нефти. Еще бы! Понятно же было, что потребности в углеводородах у Китая только будут расти, и никакие контракты с лимитированными поставками его аппетита не умерят. Более того, Китай начинает шантажировать Россию, заявляя, что только при условии дополнительных поставок будет строиться завод на территории Поднебесной. Кстати, вот прошло 12 февраля в Омске совещание по энергетике. Лично президент России Дмитрий Медведев принял в нем участие. Немало было сказано о состоянии дел в сфере российской нефтепереработки. Так вот, в контексте этого, вообще непонятно, а почему завод строится на территории КНР? Почему за последние несколько лет у нас не построено ни одного крупного завода, и теперь инвестпроект реализуется на территории Китая? Совершенно не ясно, где же здесь экспорт нефтепродуктов? Не устаю повторять, что в ситуации, когда в стране добыча нефти растет на 1% в год, в пределах статпогрешности, увеличение поставок нефти на восток означает неизбежное изъятие нефти с западного направления. За это меня критиковали близкие к «Транснефти» эксперты, уверяли, что в России начнется увеличение добычи — нефти хватит и на БТС-2, и на ВСТО, волноваться нечего. А вот теперь волноваться приходится, потому что сегодня искусственно «притягивается за уши» финансовая рентабельность этих поставок. Можно понять, когда обнуляется НДПИ на восточносибирских месторождениях, потому что их НУЖНО вводить в эксплуатацию. Но когда обнуляется экспортная пошлина! Когда искусственно «притягиваются» тарифы по железным дорогам! Когда говорится о равнодоходности поставок на запад и на восток, что означает субсидирование поставок нефти в Китай экспортерами поставок нефти на запад, вот здесь финансовые результаты для бюджета становятся все менее очевидными и совсем не однозначными. «Транснефть» заявляет, что нефти в Восточной Сибири хватит. Однако из официальных планов видно, что там нет такого количества нефти даже на те объемы, какие были заявлены — по 15 млн т в год прокачки в Китай. Не говоря уже о новых потребностях Пекина. Накануне началось строительство нефтепровода Пурпэ — Самотлор, что означает создание полноценной системы перекачки нефти с Западной Сибири на Восток. Т. е. уже сознательно строится нефтепроводная система, которая будет брать нефть с Западной Сибири — традиционной ресурсной базы поставок в Европу, и направлять в сторону Китая.

Я не противник диверсификации поставок, но давайте задумаемся о финансовой целесообразности такого рода решений. Диверсификация пока идет в ущерб российскому бюджету. И я не вижу смысла отказываться от поставок сырья в Европу и переориентироваться на Китай, если нет уверенности в том, что у нас будет расти добыча нефти. Что уж и говорить о перспективах роста добычи на Востоке!

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: ChinaPRO, 12.04.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики