Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немецкий регулятор отказался освободить «Северный поток — 2» от требований газовой директивы ЕС

Немецкий регулятор отказался освободить «Северный поток — 2» от требований газовой директивы ЕС

Это никак не повлияет на завершение строительства газопровода, заявили в Nord Stream 2 AG. Компания рассматривает возможность обжаловать решение немецкой стороны

Федеральное сетевое агентство Германии отклонило просьбу российской стороны о выводе газопровода «Северный поток — 2» из-под действия ограничений газовой директивы ЕС. Она распространяет все нормы европейского законодательства на морские газопроводы из третьих стран.

Свое решение регулятор объяснил несоответствием запроса Nord Stream 2 AG действующим нормативам. Согласно требованиям, на освобождение от ограничений могут претендовать газопроводы, построенные до 23 мая 2019 года. Оператор Nord Stream 2 AG настаивал на исключении для «Северного потока — 2», поскольку его прокладка к этому сроку уже началась.

Немецкое агентство сообщило, что теперь оператором газопровода должна стать независимая от «Газпрома» компания, сейчас это 100-процентная «дочка» «Газпрома». Кроме того, половина мощности трубопровода должна быть зарезервирована для газа независимых поставщиков.

У «Газпрома» есть способы обойти эти ограничения. Такое мнение в эфире Business FM высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. С ним беседовал Игорь Ломакин.

— Если бы «Газпром» получил еще одну отсрочку, достроил бы примерно к декабрю 2020 года «Северный поток — 2» и не попал бы под регулирование, это было бы наиболее простым решением. Но Германия, конечно, не пошла на это, потому что в этом случае ее обвинили бы в какой-то особой любви к России, что в Европе сейчас конечно не приветствуется. И так Германия сделала довольно много для того, чтобы попытаться вывести «Северный поток — 2» из-под действия газовой директивы, но теперь, вероятно, «Газпром» будет обжаловать это решение и дальше попытается, наверное, получить исключение из-под действия Третьего энергопакета, газовой директивы, потому что все-таки это комплекс антимонопольных законов. И совершенно непонятно, в 12 милях от берега Германии, где начинается европейское законодательство и регулирование, откуда там возьмется какая-то конкуренция. В подобных случаях в самом законодательстве ЕС прописано, что необходимо выдать исключение из-под действия Третьего энергопакета, потому что это применение не позволяет создать конкурентную среду, потому что там просто нет альтернативных поставщиков. Но если и это не удастся, то, конечно, «Газпром» будет теперь уже встраиваться в эту ситуацию. И он может передать этот 12-мильный участок трубы, который примыкает к берегу Германии, независимому оператору в управление, собственность он даже может оставить за собой и поменять точку сдачи-приемки для ряда покупателей газа, которые будут получать его по «Северному потоку — 2». И тогда выполнится требование по поводу загрузки 50% мощности одним поставщиком: половину газа «Газпром» будет поставлять, половину он будет просто раньше по трубе передавать своим клиентам, которые до этого покупали этот газ в хабе в Австрии.

— То есть это получается такая же игра словами, вроде как реверс газа на Украину?

— По сути, да. Но, пожалуйста, букву закона «Газпром» будет соблюдать, единственный риск в этом случае возникает — это то, о чем говорили ряд СМИ, намекая на санкции США. То есть если американцы вводят санкции покупателей газа по «Северному потоку — 2», то тут можно будет отследить этих покупателей. Если бы «Газпром» загружал полную мощность трубы сам и в Австрию доставлял бы весь газ, там уже нельзя найти, кто получает по «Северному потоку — 2», кто через Украину, а кто через стороннюю ветку «Южного потока» — «Турецкого потока». Вот там уже не разобрать было бы, если бы все смешалось в Австрии. Если же в 12-мильной экономической зоне кто-то будет покупать этот газ по «Северному потоку — 2», так уже можно будет определить, кто его берет. В этом плане дополнительные риски есть, если американцы будут ужесточать санкции и вводить их против покупателей газа по «Северному потоку — 2».

Решение немецкого регулятора никак не повлияет на завершение строительства «Северного потока — 2», заявили в Nord Stream 2 AG. В компании добавили, что подумают об обжаловании решения регулятора в суде.

Источник: BFM.RU, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики