Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немецкий регулятор отказался освободить «Северный поток — 2» от требований газовой директивы ЕС

Немецкий регулятор отказался освободить «Северный поток — 2» от требований газовой директивы ЕС

Это никак не повлияет на завершение строительства газопровода, заявили в Nord Stream 2 AG. Компания рассматривает возможность обжаловать решение немецкой стороны

Федеральное сетевое агентство Германии отклонило просьбу российской стороны о выводе газопровода «Северный поток — 2» из-под действия ограничений газовой директивы ЕС. Она распространяет все нормы европейского законодательства на морские газопроводы из третьих стран.

Свое решение регулятор объяснил несоответствием запроса Nord Stream 2 AG действующим нормативам. Согласно требованиям, на освобождение от ограничений могут претендовать газопроводы, построенные до 23 мая 2019 года. Оператор Nord Stream 2 AG настаивал на исключении для «Северного потока — 2», поскольку его прокладка к этому сроку уже началась.

Немецкое агентство сообщило, что теперь оператором газопровода должна стать независимая от «Газпрома» компания, сейчас это 100-процентная «дочка» «Газпрома». Кроме того, половина мощности трубопровода должна быть зарезервирована для газа независимых поставщиков.

У «Газпрома» есть способы обойти эти ограничения. Такое мнение в эфире Business FM высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков. С ним беседовал Игорь Ломакин.

— Если бы «Газпром» получил еще одну отсрочку, достроил бы примерно к декабрю 2020 года «Северный поток — 2» и не попал бы под регулирование, это было бы наиболее простым решением. Но Германия, конечно, не пошла на это, потому что в этом случае ее обвинили бы в какой-то особой любви к России, что в Европе сейчас конечно не приветствуется. И так Германия сделала довольно много для того, чтобы попытаться вывести «Северный поток — 2» из-под действия газовой директивы, но теперь, вероятно, «Газпром» будет обжаловать это решение и дальше попытается, наверное, получить исключение из-под действия Третьего энергопакета, газовой директивы, потому что все-таки это комплекс антимонопольных законов. И совершенно непонятно, в 12 милях от берега Германии, где начинается европейское законодательство и регулирование, откуда там возьмется какая-то конкуренция. В подобных случаях в самом законодательстве ЕС прописано, что необходимо выдать исключение из-под действия Третьего энергопакета, потому что это применение не позволяет создать конкурентную среду, потому что там просто нет альтернативных поставщиков. Но если и это не удастся, то, конечно, «Газпром» будет теперь уже встраиваться в эту ситуацию. И он может передать этот 12-мильный участок трубы, который примыкает к берегу Германии, независимому оператору в управление, собственность он даже может оставить за собой и поменять точку сдачи-приемки для ряда покупателей газа, которые будут получать его по «Северному потоку — 2». И тогда выполнится требование по поводу загрузки 50% мощности одним поставщиком: половину газа «Газпром» будет поставлять, половину он будет просто раньше по трубе передавать своим клиентам, которые до этого покупали этот газ в хабе в Австрии.

— То есть это получается такая же игра словами, вроде как реверс газа на Украину?

— По сути, да. Но, пожалуйста, букву закона «Газпром» будет соблюдать, единственный риск в этом случае возникает — это то, о чем говорили ряд СМИ, намекая на санкции США. То есть если американцы вводят санкции покупателей газа по «Северному потоку — 2», то тут можно будет отследить этих покупателей. Если бы «Газпром» загружал полную мощность трубы сам и в Австрию доставлял бы весь газ, там уже нельзя найти, кто получает по «Северному потоку — 2», кто через Украину, а кто через стороннюю ветку «Южного потока» — «Турецкого потока». Вот там уже не разобрать было бы, если бы все смешалось в Австрии. Если же в 12-мильной экономической зоне кто-то будет покупать этот газ по «Северному потоку — 2», так уже можно будет определить, кто его берет. В этом плане дополнительные риски есть, если американцы будут ужесточать санкции и вводить их против покупателей газа по «Северному потоку — 2».

Решение немецкого регулятора никак не повлияет на завершение строительства «Северного потока — 2», заявили в Nord Stream 2 AG. В компании добавили, что подумают об обжаловании решения регулятора в суде.

Источник: BFM.RU, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики