Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия решила оставить «Северный поток — 2» полупустым. У России есть ответ

Германия решила оставить «Северный поток — 2» полупустым. У России есть ответ

«Утечки» в немецкой газете Handelsblatt двухнедельной давности оказались точными. Немецкий регулятор все-таки не сделал исключение для «Северного потока — 2» (СП-2). Федеральное сетевое агентство ФРГ не разрешило вывести газопровод из-под правил обновленной Газовой директивы ЕС.

— Коллегия номер семь 15 мая отклонила ходатайство компании Nord Stream 2 AG на освобождение части «Северного потока — 2», пролегающей в территориальных водах Германии, от регулирования, — говорится в документе.

Аргументация немецкого регулятора состоит в том, что на момент принятия поправок в газовую директиву ЕС, то есть к 23 мая 2019 года, проект «Северный поток — 2» не был реализован.

Компания Nord Stream 2 AG считает, что термин «завершение проекта» нужно рассматривать шире. К тому же к моменту принятия законодательства в строительство газопровода были вложены многомиллиардные инвестиции. Немецкая сторона поставила во главу угла «строительно-техническое понимание» вопроса.

Что означает отказ немецкого регулятора?

Смысл внесенных в мае 2019 года изменений в Газовую директиву ЕС состоит в том, чтобы распространить их на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран блока. Согласно поправкам, поставщик газа может лишь до 50 процентов заполнять мощности газопровода. Таким образом, если не найдутся альтернативные Газпрому поставщики, есть риск, что трубопровод останется полупустым.

Пока говорить о том, что именно так и будет, рано. Ведь впереди еще длительные судебные разбирательства. Nord Stream 2 AG может оспорить решение немецкого регулятора в Высшем земельном суде в Дюссельдорфе, который может перенаправить жалобу в Европейский суд в Люксембурге.

Как обойти ограничения

Кроме того, есть еще механизмы обхода европейского права. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с «Вечерней Москвой» отмечал, что Россия могла бы учредить компании специально для транзита по 12-мильному морскому участку «Северного потока — 2» или же создать виртуальный хаб в Балтийском море. Теоретически газ можно продавать «еще на выходе из России» — тогда транзитируемое топливо не будет восприниматься как «газпромовское».

Даже если исходить из того, что в конечном счете и Земельный суд Дюссельдорфа, и Европейский суд поддержат вердикт Федерального сетевого агентства ФРГ, судьба наполнения СП-2 все еще не будет предрешена.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов напомнил об опыте «Северного потока — 1» (СП-1), который на сегодняшний день заполняется больше чем на 100 процентов номинальной мощности. То есть вместо 55 на 58,5 миллиарда кубометров газа в год. Причина, по которой СП-1 удалось запустить на полную мощность, состояла в том, что попросту не нашлось других альтернативных поставщиков. В случае с СП-2 ситуация может повториться, так как таких мощностей ни у кого в регионе нет, кроме Газпрома.

Таким образом, в случае окончательного вердикта о заполнении трубы на 50 процентов у Газпрома есть не только возможность оспорить решение немецких властей, но и обойти европейское законодательство. Так или иначе, но пока утверждать, что газопровод останется полупустым, рано. Из-за американских санкций строительство его оставшегося 160-километрового участка приостановлено. В январе Владимир Путин заявил, что СП-2 будет достроен российскими компаниями в первом квартале следующего года.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики