Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия решила оставить «Северный поток — 2» полупустым. У России есть ответ

Германия решила оставить «Северный поток — 2» полупустым. У России есть ответ

«Утечки» в немецкой газете Handelsblatt двухнедельной давности оказались точными. Немецкий регулятор все-таки не сделал исключение для «Северного потока — 2» (СП-2). Федеральное сетевое агентство ФРГ не разрешило вывести газопровод из-под правил обновленной Газовой директивы ЕС.

— Коллегия номер семь 15 мая отклонила ходатайство компании Nord Stream 2 AG на освобождение части «Северного потока — 2», пролегающей в территориальных водах Германии, от регулирования, — говорится в документе.

Аргументация немецкого регулятора состоит в том, что на момент принятия поправок в газовую директиву ЕС, то есть к 23 мая 2019 года, проект «Северный поток — 2» не был реализован.

Компания Nord Stream 2 AG считает, что термин «завершение проекта» нужно рассматривать шире. К тому же к моменту принятия законодательства в строительство газопровода были вложены многомиллиардные инвестиции. Немецкая сторона поставила во главу угла «строительно-техническое понимание» вопроса.

Что означает отказ немецкого регулятора?

Смысл внесенных в мае 2019 года изменений в Газовую директиву ЕС состоит в том, чтобы распространить их на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран блока. Согласно поправкам, поставщик газа может лишь до 50 процентов заполнять мощности газопровода. Таким образом, если не найдутся альтернативные Газпрому поставщики, есть риск, что трубопровод останется полупустым.

Пока говорить о том, что именно так и будет, рано. Ведь впереди еще длительные судебные разбирательства. Nord Stream 2 AG может оспорить решение немецкого регулятора в Высшем земельном суде в Дюссельдорфе, который может перенаправить жалобу в Европейский суд в Люксембурге.

Как обойти ограничения

Кроме того, есть еще механизмы обхода европейского права. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с «Вечерней Москвой» отмечал, что Россия могла бы учредить компании специально для транзита по 12-мильному морскому участку «Северного потока — 2» или же создать виртуальный хаб в Балтийском море. Теоретически газ можно продавать «еще на выходе из России» — тогда транзитируемое топливо не будет восприниматься как «газпромовское».

Даже если исходить из того, что в конечном счете и Земельный суд Дюссельдорфа, и Европейский суд поддержат вердикт Федерального сетевого агентства ФРГ, судьба наполнения СП-2 все еще не будет предрешена.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов напомнил об опыте «Северного потока — 1» (СП-1), который на сегодняшний день заполняется больше чем на 100 процентов номинальной мощности. То есть вместо 55 на 58,5 миллиарда кубометров газа в год. Причина, по которой СП-1 удалось запустить на полную мощность, состояла в том, что попросту не нашлось других альтернативных поставщиков. В случае с СП-2 ситуация может повториться, так как таких мощностей ни у кого в регионе нет, кроме Газпрома.

Таким образом, в случае окончательного вердикта о заполнении трубы на 50 процентов у Газпрома есть не только возможность оспорить решение немецких властей, но и обойти европейское законодательство. Так или иначе, но пока утверждать, что газопровод останется полупустым, рано. Из-за американских санкций строительство его оставшегося 160-километрового участка приостановлено. В январе Владимир Путин заявил, что СП-2 будет достроен российскими компаниями в первом квартале следующего года.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики