Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия решила оставить «Северный поток — 2» полупустым. У России есть ответ

Германия решила оставить «Северный поток — 2» полупустым. У России есть ответ

«Утечки» в немецкой газете Handelsblatt двухнедельной давности оказались точными. Немецкий регулятор все-таки не сделал исключение для «Северного потока — 2» (СП-2). Федеральное сетевое агентство ФРГ не разрешило вывести газопровод из-под правил обновленной Газовой директивы ЕС.

— Коллегия номер семь 15 мая отклонила ходатайство компании Nord Stream 2 AG на освобождение части «Северного потока — 2», пролегающей в территориальных водах Германии, от регулирования, — говорится в документе.

Аргументация немецкого регулятора состоит в том, что на момент принятия поправок в газовую директиву ЕС, то есть к 23 мая 2019 года, проект «Северный поток — 2» не был реализован.

Компания Nord Stream 2 AG считает, что термин «завершение проекта» нужно рассматривать шире. К тому же к моменту принятия законодательства в строительство газопровода были вложены многомиллиардные инвестиции. Немецкая сторона поставила во главу угла «строительно-техническое понимание» вопроса.

Что означает отказ немецкого регулятора?

Смысл внесенных в мае 2019 года изменений в Газовую директиву ЕС состоит в том, чтобы распространить их на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран блока. Согласно поправкам, поставщик газа может лишь до 50 процентов заполнять мощности газопровода. Таким образом, если не найдутся альтернативные Газпрому поставщики, есть риск, что трубопровод останется полупустым.

Пока говорить о том, что именно так и будет, рано. Ведь впереди еще длительные судебные разбирательства. Nord Stream 2 AG может оспорить решение немецкого регулятора в Высшем земельном суде в Дюссельдорфе, который может перенаправить жалобу в Европейский суд в Люксембурге.

Как обойти ограничения

Кроме того, есть еще механизмы обхода европейского права. Преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с «Вечерней Москвой» отмечал, что Россия могла бы учредить компании специально для транзита по 12-мильному морскому участку «Северного потока — 2» или же создать виртуальный хаб в Балтийском море. Теоретически газ можно продавать «еще на выходе из России» — тогда транзитируемое топливо не будет восприниматься как «газпромовское».

Даже если исходить из того, что в конечном счете и Земельный суд Дюссельдорфа, и Европейский суд поддержат вердикт Федерального сетевого агентства ФРГ, судьба наполнения СП-2 все еще не будет предрешена.

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов напомнил об опыте «Северного потока — 1» (СП-1), который на сегодняшний день заполняется больше чем на 100 процентов номинальной мощности. То есть вместо 55 на 58,5 миллиарда кубометров газа в год. Причина, по которой СП-1 удалось запустить на полную мощность, состояла в том, что попросту не нашлось других альтернативных поставщиков. В случае с СП-2 ситуация может повториться, так как таких мощностей ни у кого в регионе нет, кроме Газпрома.

Таким образом, в случае окончательного вердикта о заполнении трубы на 50 процентов у Газпрома есть не только возможность оспорить решение немецких властей, но и обойти европейское законодательство. Так или иначе, но пока утверждать, что газопровод останется полупустым, рано. Из-за американских санкций строительство его оставшегося 160-километрового участка приостановлено. В январе Владимир Путин заявил, что СП-2 будет достроен российскими компаниями в первом квартале следующего года.

Автор: Камран Гасанов

Источник: Вечерняя Москва, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики