Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: газовая директива не помешает России использовать "Северный поток – 2"

Митрахович: газовая директива не помешает России использовать "Северный поток – 2"

Регулятор ФРГ выступил против освобождения "Северного потока – 2" от правил газовой директивы ЕС. Какие варианты по запуску газопровода теперь есть у России, рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Проект "Северный поток – 2" не будет освобожден от новых поправок в газовой директиве Евросоюза. Такое решение принял регулятор ФРГ. Отмечается, что ключевым условием для упрощенной процедуры было введение газопровода в эксплуатацию до 23 мая прошлого года.

Если строительство "Северного потока – 2" закончилось в 2019 году, то новой директивы удалось бы избежать, подтвердил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в интервью "ПолитЭксперту". Завершили бы строительство раньше, тогда проект ввели бы в эксплуатацию по упрощенной схеме регулирования.

"В 2019 году были приняты поправки газовой директивы Европейского союза. Если бы Россия сделал вид, что проект был закончен до их принятия, тогда могли вывести по упрощенной процедуре из-под антимонопольного регулирования", – уточнил экономист.

В нынешней ситуации "Северный поток – 2" начнут эксплуатировать с принятыми изменениями в директиве. Однако поправки компромиссные. Предусмотрено, что государство, куда приходит труба из территорий вне ЕС, имеет полномочия по выведению этого газопровода из-под антимонопольного регулирования при согласовании с европейской бюрократией.

"Позиции Германии особенно сильны в Совете Европейского союза. Если бы не Берлин, то парламент и комиссия ЕС в 2019 году могли навязать более жесткие меры регулирования без возможности освобождения. Но Германия не пропускала вариант, который ей был невыгоден", – объяснил эксперт.

Даже с новыми поправками у России много вариантов, как можно эксплуатировать "Северный поток – 2". Станислав Митрахович назвал несколько из них. Первый – создание компаний, которые владели бы этой трубой или конечным ее участком. То есть владельцем был бы не "Газпром", а другая фирма.

Второй – можно организовать виртуальный хаб в Балтийском море. Третий вариант – продавать газ сразу на выходе из России какой-то европейской компании. Тогда "Северный поток – 2" будет загружен сырьем не от "Газпрома", а той фирмы, которая купила.

"Четвертый – чтобы изнутри в России газ продавала другая компания. Для этого нужны изменения российского законодательства. Пока "Газпром" владеет монополией на экспорт газа. Но кто нам мешает менять законодательство, если сильно захотим?" – отметил собеседник ПЭ.

Все варианты будут рассмотрены при поддержке Германии. Так как страна важна для ЕС, то она сможет повлиять на принятие того или иного решения. Но для этого необходимо время.

"Сейчас главное физически достроить этот трубопровод. Хотя бы в первом квартале 2021 года. Или раньше, если получится. А дальше с опорой на Германию Россия решит, как его эксплуатировать", – заключил Митрахович.

Ранее власти Швеции одобрили прокладку нового газопровода Baltic Pipe на своей территории. Строительство запланировано на вторую половину 2020 года.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: ПолитЭксперт, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики