Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: газовая директива не помешает России использовать "Северный поток – 2"

Митрахович: газовая директива не помешает России использовать "Северный поток – 2"

Регулятор ФРГ выступил против освобождения "Северного потока – 2" от правил газовой директивы ЕС. Какие варианты по запуску газопровода теперь есть у России, рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Проект "Северный поток – 2" не будет освобожден от новых поправок в газовой директиве Евросоюза. Такое решение принял регулятор ФРГ. Отмечается, что ключевым условием для упрощенной процедуры было введение газопровода в эксплуатацию до 23 мая прошлого года.

Если строительство "Северного потока – 2" закончилось в 2019 году, то новой директивы удалось бы избежать, подтвердил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в интервью "ПолитЭксперту". Завершили бы строительство раньше, тогда проект ввели бы в эксплуатацию по упрощенной схеме регулирования.

"В 2019 году были приняты поправки газовой директивы Европейского союза. Если бы Россия сделал вид, что проект был закончен до их принятия, тогда могли вывести по упрощенной процедуре из-под антимонопольного регулирования", – уточнил экономист.

В нынешней ситуации "Северный поток – 2" начнут эксплуатировать с принятыми изменениями в директиве. Однако поправки компромиссные. Предусмотрено, что государство, куда приходит труба из территорий вне ЕС, имеет полномочия по выведению этого газопровода из-под антимонопольного регулирования при согласовании с европейской бюрократией.

"Позиции Германии особенно сильны в Совете Европейского союза. Если бы не Берлин, то парламент и комиссия ЕС в 2019 году могли навязать более жесткие меры регулирования без возможности освобождения. Но Германия не пропускала вариант, который ей был невыгоден", – объяснил эксперт.

Даже с новыми поправками у России много вариантов, как можно эксплуатировать "Северный поток – 2". Станислав Митрахович назвал несколько из них. Первый – создание компаний, которые владели бы этой трубой или конечным ее участком. То есть владельцем был бы не "Газпром", а другая фирма.

Второй – можно организовать виртуальный хаб в Балтийском море. Третий вариант – продавать газ сразу на выходе из России какой-то европейской компании. Тогда "Северный поток – 2" будет загружен сырьем не от "Газпрома", а той фирмы, которая купила.

"Четвертый – чтобы изнутри в России газ продавала другая компания. Для этого нужны изменения российского законодательства. Пока "Газпром" владеет монополией на экспорт газа. Но кто нам мешает менять законодательство, если сильно захотим?" – отметил собеседник ПЭ.

Все варианты будут рассмотрены при поддержке Германии. Так как страна важна для ЕС, то она сможет повлиять на принятие того или иного решения. Но для этого необходимо время.

"Сейчас главное физически достроить этот трубопровод. Хотя бы в первом квартале 2021 года. Или раньше, если получится. А дальше с опорой на Германию Россия решит, как его эксплуатировать", – заключил Митрахович.

Ранее власти Швеции одобрили прокладку нового газопровода Baltic Pipe на своей территории. Строительство запланировано на вторую половину 2020 года.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: ПолитЭксперт, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики