Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: газовая директива не помешает России использовать "Северный поток – 2"

Митрахович: газовая директива не помешает России использовать "Северный поток – 2"

Регулятор ФРГ выступил против освобождения "Северного потока – 2" от правил газовой директивы ЕС. Какие варианты по запуску газопровода теперь есть у России, рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Проект "Северный поток – 2" не будет освобожден от новых поправок в газовой директиве Евросоюза. Такое решение принял регулятор ФРГ. Отмечается, что ключевым условием для упрощенной процедуры было введение газопровода в эксплуатацию до 23 мая прошлого года.

Если строительство "Северного потока – 2" закончилось в 2019 году, то новой директивы удалось бы избежать, подтвердил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в интервью "ПолитЭксперту". Завершили бы строительство раньше, тогда проект ввели бы в эксплуатацию по упрощенной схеме регулирования.

"В 2019 году были приняты поправки газовой директивы Европейского союза. Если бы Россия сделал вид, что проект был закончен до их принятия, тогда могли вывести по упрощенной процедуре из-под антимонопольного регулирования", – уточнил экономист.

В нынешней ситуации "Северный поток – 2" начнут эксплуатировать с принятыми изменениями в директиве. Однако поправки компромиссные. Предусмотрено, что государство, куда приходит труба из территорий вне ЕС, имеет полномочия по выведению этого газопровода из-под антимонопольного регулирования при согласовании с европейской бюрократией.

"Позиции Германии особенно сильны в Совете Европейского союза. Если бы не Берлин, то парламент и комиссия ЕС в 2019 году могли навязать более жесткие меры регулирования без возможности освобождения. Но Германия не пропускала вариант, который ей был невыгоден", – объяснил эксперт.

Даже с новыми поправками у России много вариантов, как можно эксплуатировать "Северный поток – 2". Станислав Митрахович назвал несколько из них. Первый – создание компаний, которые владели бы этой трубой или конечным ее участком. То есть владельцем был бы не "Газпром", а другая фирма.

Второй – можно организовать виртуальный хаб в Балтийском море. Третий вариант – продавать газ сразу на выходе из России какой-то европейской компании. Тогда "Северный поток – 2" будет загружен сырьем не от "Газпрома", а той фирмы, которая купила.

"Четвертый – чтобы изнутри в России газ продавала другая компания. Для этого нужны изменения российского законодательства. Пока "Газпром" владеет монополией на экспорт газа. Но кто нам мешает менять законодательство, если сильно захотим?" – отметил собеседник ПЭ.

Все варианты будут рассмотрены при поддержке Германии. Так как страна важна для ЕС, то она сможет повлиять на принятие того или иного решения. Но для этого необходимо время.

"Сейчас главное физически достроить этот трубопровод. Хотя бы в первом квартале 2021 года. Или раньше, если получится. А дальше с опорой на Германию Россия решит, как его эксплуатировать", – заключил Митрахович.

Ранее власти Швеции одобрили прокладку нового газопровода Baltic Pipe на своей территории. Строительство запланировано на вторую половину 2020 года.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: ПолитЭксперт, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики