Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: газовая директива не помешает России использовать "Северный поток – 2"

Митрахович: газовая директива не помешает России использовать "Северный поток – 2"

Регулятор ФРГ выступил против освобождения "Северного потока – 2" от правил газовой директивы ЕС. Какие варианты по запуску газопровода теперь есть у России, рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Проект "Северный поток – 2" не будет освобожден от новых поправок в газовой директиве Евросоюза. Такое решение принял регулятор ФРГ. Отмечается, что ключевым условием для упрощенной процедуры было введение газопровода в эксплуатацию до 23 мая прошлого года.

Если строительство "Северного потока – 2" закончилось в 2019 году, то новой директивы удалось бы избежать, подтвердил эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в интервью "ПолитЭксперту". Завершили бы строительство раньше, тогда проект ввели бы в эксплуатацию по упрощенной схеме регулирования.

"В 2019 году были приняты поправки газовой директивы Европейского союза. Если бы Россия сделал вид, что проект был закончен до их принятия, тогда могли вывести по упрощенной процедуре из-под антимонопольного регулирования", – уточнил экономист.

В нынешней ситуации "Северный поток – 2" начнут эксплуатировать с принятыми изменениями в директиве. Однако поправки компромиссные. Предусмотрено, что государство, куда приходит труба из территорий вне ЕС, имеет полномочия по выведению этого газопровода из-под антимонопольного регулирования при согласовании с европейской бюрократией.

"Позиции Германии особенно сильны в Совете Европейского союза. Если бы не Берлин, то парламент и комиссия ЕС в 2019 году могли навязать более жесткие меры регулирования без возможности освобождения. Но Германия не пропускала вариант, который ей был невыгоден", – объяснил эксперт.

Даже с новыми поправками у России много вариантов, как можно эксплуатировать "Северный поток – 2". Станислав Митрахович назвал несколько из них. Первый – создание компаний, которые владели бы этой трубой или конечным ее участком. То есть владельцем был бы не "Газпром", а другая фирма.

Второй – можно организовать виртуальный хаб в Балтийском море. Третий вариант – продавать газ сразу на выходе из России какой-то европейской компании. Тогда "Северный поток – 2" будет загружен сырьем не от "Газпрома", а той фирмы, которая купила.

"Четвертый – чтобы изнутри в России газ продавала другая компания. Для этого нужны изменения российского законодательства. Пока "Газпром" владеет монополией на экспорт газа. Но кто нам мешает менять законодательство, если сильно захотим?" – отметил собеседник ПЭ.

Все варианты будут рассмотрены при поддержке Германии. Так как страна важна для ЕС, то она сможет повлиять на принятие того или иного решения. Но для этого необходимо время.

"Сейчас главное физически достроить этот трубопровод. Хотя бы в первом квартале 2021 года. Или раньше, если получится. А дальше с опорой на Германию Россия решит, как его эксплуатировать", – заключил Митрахович.

Ранее власти Швеции одобрили прокладку нового газопровода Baltic Pipe на своей территории. Строительство запланировано на вторую половину 2020 года.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: ПолитЭксперт, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики