Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Переплата Белоруссией за нефть США составит до $20 за баррель

Переплата Белоруссией за нефть США составит до $20 за баррель

Новость о том, что первая партия нефти США отправится в Белоруссию на этой неделе, будет звучать интереснее, если вычислит себестоимость такой покупки. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

На этой неделе первая партия американской нефти отправится в Белоруссию, заявил госсекретарь США Майкл Помпео. "Сделка, заключенная при участии американского энерготрейдера United Energy Trading, а также при содействии американской компании Getka и их польского партнера UNIMOT, укрепляет белорусский суверенитет и независимость, демонстрирует, что США готовы предоставить торговые возможности американским компаниям, заинтересованным в выходе на белорусский рынок", - заявил он.

Помпео побывал с визитом в Минске, и именно тогда прозвучало обещание, что США готовы полностью обеспечить Белоруссию нефтью в необходимых объемах. Глава американской дипломатии призвал Минск "использовать достигнутый прогресс для расширения доступа американских предприятий на свой рынок". И заявил о готовности со своей стороны помочь компаниям США прийти в РБ.

"Белоруссия традиционно поставляла нефть из России по самому короткому и выгодному пути транспортировки – нефтепроводу "Дружба", - отмечает Митрахович. – когда в феврале-марте Лукашенко стал заявлять о диверсификации поставок, российское экспертное сообщество рассчитало ценовую калькуляцию поставок из РФ, а после сопоставило с возможными поставками из других государств. Разница оказалась впечатляющей.

Россия продавала Белоруссии нефть без экспортной пошлины, а это уже скидка порядка $10 с барреля в сравнении с ценами на мировом рынке до кризиса. Путь танкера через океан до порта в Литве или Латвии – это отдельная наценка, как и перевалка доставленного энергоносителя. После этого нефть нужно по железной дороге доставить до Белоруссии цистернами – это "удовольствие" не дешевое добавляет несколько долларов к себестоимости каждого барреля.

В конечном итоге калькуляция показала: в марте Белоруссия переплачивала от 15 до 20 долларов за каждый баррель, купленный за рубежом. Эта переплата просто недальновидна".

Кризис меняет цены

Минск не договорился с Москвой об условиях поставки нефти, из-за чего с 3 января прекратилась ее подача для белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Уже тогда президент Белоруссии Александр Лукашенко отмечал, что готов приобрести нефть за пределами России по мировым ценам. В то же время 14 февраля он объявил, что, если Москва не поставит Минску нефть в нужных объемах, страна начнет отбор из транзитной трубы в нефтепроводе "Дружба", поставляющем энергоноситель в Европу.

Белорусские власти 7 мая официально объявили, что начали переговоры с США о нефтяных поставках. Они могут осуществляться через страны Прибалтики или Польшу, где есть возможности для перевалки сырья с танкеров в железнодорожные цистерны. Теоретически можно использовать одну из трех труб "Дружбы" в реверсном режиме для перекачки нефти из Польши в Белоруссию, но на практике никто этого делать не пробовал.

"Кризис на нефтяном рынке в целом нивелировал понятие "мировая цена", так как разные сорта нефти на протяжении нескольких недель показывали немыслимые еще недавно взлеты и падения. Белоруссия же традиционно засекречивает все условия нефтяных контрактов, так что узнать, по какой цене Минск купил американскую нефть и доставил ее, мы вряд ли когда узнаем. Однако ради своего престижа белорусские власти опять же традиционно скажут о выгодности и рентабельности сделки.

С другой стороны, РБ всегда получала российскую нефть с немыслимые для других стран скидками – это был вопрос политики и союзнических отношений. В США же нефтью торгует не госкомпания, с которой можно договориться, а частные концерны. И представить, что Минск получил танкер с какими-то скидками, довольно сложно. Скорее такие скидки можно было просить недавно у Саудовской Аравии, которая активно демпинговала на рынке.

Но в качестве исключения можно допустить, что какая-то компания США отчаялась найти покупателя и сбросила Белоруссии нефть с дисконтом, чтобы не платить за ее хранение в танкере. Можно даже поверить, что произошло это на минимуме падения цен. Только в этом случае покупка нефти у США может быть хоть сколько-то финансово оправдана. Но подчеркну – как покупка разовая и в кризис", - подчеркивает Митрахович.

Белоруссия торгуется с Россией

Белорусские НПЗ, разбалованные огромными скидками на российскую нефть, в начале этого года наотрез отказались платить повышенную цену, приближенную к мировой. Хотя поставки из России на условиях 2019 года оказались бы дешевле других не менее чем на 1,6 миллиарда долларов при объеме в 24 миллиона тонн в год. Обрушения нефтяных котировок тогда еще никто не ждал, а договор ОПЕК+, как полагали эксперты, благополучно будет продлен до осени 2020-го.

На сегодняшний день уже вступил в силу новый, расширенный договор картеля и стран, присоединившихся к соглашению. Условия сокращения нефтедобычи куда более жесткие, чем еще в феврале. Тем временем сланцевые компании США разоряются и закрываются десятками. "Сдувшаяся" в нефтяном противостоянии Саудовская Аравия превышает собственные квоты по нефтедобыче и латает дыры в бюджете. Планируется, что с начала 2021 года цена нефти ощутимо вырастет на сокращении мировых запасов.

"Белоруссия сейчас играет на кризисе и анипулирует цифрами, чтобы показать некую свободу в нефтяных поставках. Но если в апреле цена российской нефти URALS падала до $10, то сейчас она превышает $30. И среднегодовая стоимость барреля будет совсем не в пользу РБ и ее отказа от российских поставок. Кризис и низкие цены рано или поздно уйдут в прошлое, а ценовые реалии для Минска вновь станут актуальны.

Они довольно просты: любые поставки нефти, кроме как из России, будут сопровождаться значительной переплатой. И не на копейки, а на миллионы долларов за партию. Если ради некой своей политики белорусские власти готовы на это идти, Россия мешать не станет. Ведь ей продавать нефть другим странам по мировым ценам без политических скидок выгодно", - заключает Станислав Митрахович.

Автор: Максим Бут

Источник: Экономика сегодня, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики