Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Есть еще четыре варианта обхода "Северным потоком–2" газовой директивы ЕС – эксперт

Есть еще четыре варианта обхода "Северным потоком–2" газовой директивы ЕС – эксперт

С учетом поддержки Германии и того, что поправки к газовой директиве ЕС, принятые в 2019 году, носили компромиссный характер, в конечном итоге "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность, считает Станислав Митрахович.

Федеральное сетевое агентство Германии отказалось освободить "Северный поток–2" из-под требований газовой директивы Евросоюза. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал Baltnews, какие еще у России есть способы вывести "Северный поток–2" из-под газовой директивы ЕС.

"Надо понимать, что были разные варианты того, как вывести "Северный поток–2" из газовой директивы ЕС. Тот вариант, который был отвергнут регулятором Германии, был самым простым. Но это не значит, что вообще в принципе другие варианты невозможны – отказались лишь от наиболее простого варианта", – пояснил он.

Например, "Газпром" может создать отдельную компанию, в которой он будет просто акционером, который имеет право управлять конечным участком "Северного потока–2" или вообще всем "Северным потоком–2", считает эксперт.

"Соответственно, там уже не будет необходимости, чтобы "Газпром" платил этой транспортирующей мощностью. Например, "Газпром" может на аукционах по бронированию мощностей вот у этой компании выкупать мощности ему необходимые", – сообщил Митрахович.

Второй вариант, по словам эксперта, заключается в создании виртуального хаба в Балтийском море.

"Есть и третий вариант. Например, можно продавать газ на выходе из России сразу каким-то европейским покупателям. Скажем, какая-нибудь европейская компания будет покупать газ еще в России, то есть пока этот газ еще не пошел в "Северный поток–2". И дальше по "Северному потоку–2" идет уже транзит газа, принадлежащего этой компании", – добавил эксперт.

Также Россия может использовать и четвертый вариант, согласно которому транспортировать газ будет не "Газпром", а другая российская компания.

"Можно в России изменить законодательство и разрешать другим компаниям, кроме "Газпрома" заниматься трубопроводным экспортом. И тогда какая-нибудь другая компания будет транспортировать газ. Да, это потребует реформы российского законодательства, но все это возможно", – сообщил Митрахович.

Он подчеркнул, что все эти варианты подразумеваются тем компромиссным форматом поправок к газовой директиве, которые были приняты в прошлом году.

"То, что сейчас не сработал простой вариант вывода из-под регулирования Третьего энергопакета, не значит, что этого нельзя будет сделать с помощью более сложных процедур", – отметил эксперт.

Поправки 2019 года

Он также рассказал, что поправки к Газовой директиве ЕС в 2019 году были приняты в компромиссном формате, благодаря влиятельности Германии в Совете ЕС.

"Дело в том, что в прошлом году принимались поправки к директиве ЕС. Их инициировали Европейский парламент, Европейская комиссия, то есть та часть евробюрократии, в которой очень сильны позиции оппонентов проекта. Германия была за проект, но ее позиции сильны в другом органе ЕС, который называется "Совет Европейского союза" – важный институт ЕС, который в частности принимает решение по санкциям. С учетом позиции Германии в Совете ЕС, он не пропустил в газовую директиву такие поправки, которые были бы для ФРГ неприемлемы", – добавил Митрахович.

По его словам, за счет того, что Германия могла тормозить ненужные ей решения в Совете ЕС, она смогла в итоге добиться компромиссного решения.

"Компромиссное решение предполагает, что страна, в которую входит государство извне ЕС, имеет право ее в том или ином варианте выводить из антимонопольного регулирования. Да, с учетом согласования с европейской бюрократией, но она имеет право вывести эту трубу. Вот в чем хитрость", – рассказал Митрахович.

Эксперт выразил уверенность, что в конечном счете "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность.

"С учетом поддержки Германии, с учетом того, что поправки к газовой директиве ЕС, принятые в 2019 году, носили компромиссный характер, я думаю, в конечном итоге "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность. Пока главное – это его физически достроить", – заключил Митрахович.

Источник: Baltnews.ee, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики