Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Есть еще четыре варианта обхода "Северным потоком–2" газовой директивы ЕС – эксперт

Есть еще четыре варианта обхода "Северным потоком–2" газовой директивы ЕС – эксперт

С учетом поддержки Германии и того, что поправки к газовой директиве ЕС, принятые в 2019 году, носили компромиссный характер, в конечном итоге "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность, считает Станислав Митрахович.

Федеральное сетевое агентство Германии отказалось освободить "Северный поток–2" из-под требований газовой директивы Евросоюза. Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал Baltnews, какие еще у России есть способы вывести "Северный поток–2" из-под газовой директивы ЕС.

"Надо понимать, что были разные варианты того, как вывести "Северный поток–2" из газовой директивы ЕС. Тот вариант, который был отвергнут регулятором Германии, был самым простым. Но это не значит, что вообще в принципе другие варианты невозможны – отказались лишь от наиболее простого варианта", – пояснил он.

Например, "Газпром" может создать отдельную компанию, в которой он будет просто акционером, который имеет право управлять конечным участком "Северного потока–2" или вообще всем "Северным потоком–2", считает эксперт.

"Соответственно, там уже не будет необходимости, чтобы "Газпром" платил этой транспортирующей мощностью. Например, "Газпром" может на аукционах по бронированию мощностей вот у этой компании выкупать мощности ему необходимые", – сообщил Митрахович.

Второй вариант, по словам эксперта, заключается в создании виртуального хаба в Балтийском море.

"Есть и третий вариант. Например, можно продавать газ на выходе из России сразу каким-то европейским покупателям. Скажем, какая-нибудь европейская компания будет покупать газ еще в России, то есть пока этот газ еще не пошел в "Северный поток–2". И дальше по "Северному потоку–2" идет уже транзит газа, принадлежащего этой компании", – добавил эксперт.

Также Россия может использовать и четвертый вариант, согласно которому транспортировать газ будет не "Газпром", а другая российская компания.

"Можно в России изменить законодательство и разрешать другим компаниям, кроме "Газпрома" заниматься трубопроводным экспортом. И тогда какая-нибудь другая компания будет транспортировать газ. Да, это потребует реформы российского законодательства, но все это возможно", – сообщил Митрахович.

Он подчеркнул, что все эти варианты подразумеваются тем компромиссным форматом поправок к газовой директиве, которые были приняты в прошлом году.

"То, что сейчас не сработал простой вариант вывода из-под регулирования Третьего энергопакета, не значит, что этого нельзя будет сделать с помощью более сложных процедур", – отметил эксперт.

Поправки 2019 года

Он также рассказал, что поправки к Газовой директиве ЕС в 2019 году были приняты в компромиссном формате, благодаря влиятельности Германии в Совете ЕС.

"Дело в том, что в прошлом году принимались поправки к директиве ЕС. Их инициировали Европейский парламент, Европейская комиссия, то есть та часть евробюрократии, в которой очень сильны позиции оппонентов проекта. Германия была за проект, но ее позиции сильны в другом органе ЕС, который называется "Совет Европейского союза" – важный институт ЕС, который в частности принимает решение по санкциям. С учетом позиции Германии в Совете ЕС, он не пропустил в газовую директиву такие поправки, которые были бы для ФРГ неприемлемы", – добавил Митрахович.

По его словам, за счет того, что Германия могла тормозить ненужные ей решения в Совете ЕС, она смогла в итоге добиться компромиссного решения.

"Компромиссное решение предполагает, что страна, в которую входит государство извне ЕС, имеет право ее в том или ином варианте выводить из антимонопольного регулирования. Да, с учетом согласования с европейской бюрократией, но она имеет право вывести эту трубу. Вот в чем хитрость", – рассказал Митрахович.

Эксперт выразил уверенность, что в конечном счете "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность.

"С учетом поддержки Германии, с учетом того, что поправки к газовой директиве ЕС, принятые в 2019 году, носили компромиссный характер, я думаю, в конечном итоге "Северный поток–2" удастся использовать на полную или почти полную мощность. Пока главное – это его физически достроить", – заключил Митрахович.

Источник: Baltnews.ee, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики