Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Получится ли выполнить план по загрузке Северного морского пути

Получится ли выполнить план по загрузке Северного морского пути

Планы по загрузке Северного морского пути (СМП) пока остаются прежними, хотя не исключено, что с учетом падения спроса на энергоресурсы они подвергнутся корректировке в краткосрочном периоде. Речь идет не только об изменении объемов ожидаемого грузопотока, но и структуре его наполнения.

Ранее вице-премьер - полпред президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев после онлайн-заседания Госкомиссии по вопросам развития Арктики отметил, что на сегодняшний день правительство не собирается пересматривать загрузку СМП, подчеркнув, что понимает серьезное влияние пандемии на реализацию некоторых проектов. "Надеюсь, что изменения в стоящие задачи по развитию СМП вносить не придется. Но давайте для начала выйдем из этого кризиса, а потом будем принимать решения", - сказал Юрий Трутнев.

В 2019 году общий объем грузоперевозок по СМП составил 31,5 млн тонн. По плану к 2024 году грузопоток СМП должен составить 80 миллионов тонн, к 2030 - 120 млн тонн, а к 2035 году - 180 млн тонн. Основная доля перевозок должна прийтись на уголь, сжиженный природный газ, нефть и газовый конденсат, а также оборудование для освоения месторождений и строительство инфраструктуры.

Отсюда вытекают главные проблемы, которые могут возникнуть в области загрузки СМП, из-за глобального спада потребления энергоресурсов в мире и падения цен на них. Арктические проекты весьма дороги, и в сегодняшней ситуации велика вероятность переноса сроков их запуска. И если на планах по загрузке СМП в 2030 и 2035 году это может никак не сказаться, то 2024 год, что говорится, совсем не за горами. Некоторые проекты просто могут не запуститься к этому сроку. Например, уже известно, что рассматривается отсрочка начала строительства завода "Обский СПГ" мощностью 5 млн тонн в год, который планировалось полностью ввести в эксплуатацию, как раз к 2024 году.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, все будет зависеть от темпов восстановления мировой экономики после пандемии. "Коронавирус не настолько радикальная история, чтобы в корне изменить устройство мира. Едва ли после пандемии мы сойдем с пути роста потребления и бросимся в объятия нового мира Греты Тунберг, а значит, значение углеводородного сырья сохранится", - сказал эксперт. Он считает, что сейчас, на фоне кризиса, есть хорошая возможность скорректировать ближайшие планы развития СМП, отказавшись от некоторых весьма амбициозных, но экономически невыгодных проектов.

С точки зрения директора по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting Дарьи Козловой, COVID-19 является форс-мажорным фактором для сырьевых рынков, а не системным трендом на снижение потребления углеводородов. Большая часть крупных сырьевых проектов СМП - Восток Ойл, заводы СПГ на Гыданском полуострове и угольные месторождения на Таймыре ориентированы на начало производства в 2024-2025 годах, поэтому по-прежнему будут востребованными. Только три этих проекта в соответствии с текущими планами способны дать суммарный потенциальный грузопоток порядка 60 млн тонн в 2024 году. Но риски для крупномасштабных высококапиталоемких проектов в Арктике сохраняются. Есть опасность сокращения их финансирования и переноса сроков запуска. По мнению, Дарьи Козловой, здесь необходима поддержка государства, прежде всего за счет предоставления дешевого кредитования и изменения правил для банков.

"Оснований радикально пересматривать стратегические цели, нет, но их придется слегка подкорректировать", - считает аналитик "Финам" Алексей Калачев. Он уточнил, что добыча арктической нефти пока имеет высокую себестоимость. Не факт, что спрос и уровень мировых цен нам нефть в ближайшее время будет достаточным, чтобы обеспечить рентабельность ее производства. "Что же касается каменного угля с Таймыра, то рыночная конъюнктура не на стороне этого проекта. Скорее всего, в долгосрочной перспективе спрос на уголь будет снижаться", - сказал Алексей Калачев.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 17.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики