Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немецкий регулятор не освободил «Северный поток — 2» от соблюдения норм Газовой директивы ЕС

Немецкий регулятор не освободил «Северный поток — 2» от соблюдения норм Газовой директивы ЕС

«Северный поток — 2» должен соблюдать энергетические требования Евросоюза, решило Федеральное сетевое агентство Германии. Что это значит на практике и не помешает ли реализации проекта?

Немецкий регулятор не стал освобождать «Северный поток — 2» от соблюдения требований Газовой директивы ЕС. Решение Федерального сетевого агентства Германии распространяет на «Северный поток — 2» все нормы европейского законодательства.

Теперь «Газпром» не может быть одновременно и поставщиком газа, и оператором трубопровода. Кроме того, половина мощности «Северного потока — 2» должна быть отдана независимым производителям, притом что проект реализуется на средства российского концерна.

Раньше правительство Германии старалось защитить проект, в том числе и лично канцлер Ангела Меркель. Но немецкий регулятор решил иначе. Ситуацию комментирует немецкий политолог Александр Рар:

«Сейчас ощущение такое, что часть Европы хочет отказаться, и не только отказаться, а воюет с российским газом. Это новое явление, и в этом замешана, конечно, политика. Экологические лоббисты, их очень много, они очень влиятельные, они пытаются вообще заставить все правительства Европы полностью выйти из употребления нефти, угля и газа. И коронавирус дает всем уникальный шанс сосредоточиться на обновляемых источниках. И тут тоже выясняется, что есть страны, которые не хотят отказываться от газа. А в некоторых странах, в том числе и под давлением Партии зеленых в Германии, действительно идет очень большая работа над тем, чтобы только возобновляемые источники существовали в Европе».

Действие европейских норм распространяется лишь на небольшой участок трубы в территориальных водах Германии. Понятно, что в Балтийском море в 12 милях от берега вряд ли найдутся независимые поставщики газа. Само требование абсурдно. Но формально его можно выполнить, если половину «Северного потока — 2» загрузить еще на российской стороне газом, не принадлежащим «Газпрому».

Независимые производители газа, «Новатэк» и «Роснефть», давно пытаются получить доступ к экспортной трубе. «Газпром» против: в обмен на монополию на поставки в Европу трубопроводного газа концерн проводит газификацию российских регионов, тех самых, куда независимые свой газ не поставляют.

С «Новатэком» вообще вышла интересная история. Как говорил в конце прошлого года глава Минэнерго Александр Новак, проект «Ямал СПГ», наполовину принадлежащий «Новатэку» Леонида Михельсона, поставляет в Европу 13 млн тонн сжиженного природного газа, то есть конкурирует там с «Газпромом», отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«С точки зрения государственной стратегии этот вопрос очень важный и очевидный: зачем государство поощряет поставки частного сжиженного газа на ту часть мирового рынка, где уже присутствует государственная компания с трубопроводным газом? Когда «Ямал СПГ» начинали, Путин четко говорил: только чтобы ваш газ не оказался на европейском рынке. Михельсон говорил: нет, нет, конечно, его там не будет. А он оказался, и в очень больших количествах. Производство СПГ фактически субсидируется государством, известно, что экспорт СПГ не облагается 30-процентной экспортной пошлиной. Плюс «Новатэк» получает различные дотации от государства, инфраструктуру. То есть это вопрос стратегический, он очень внятный, очевидный, но просто его предпочитают по политическим мотивам не задавать».

Требование разделить поставщика газа и оператора трубопровода, наверное, тоже можно выполнить формально. К примеру, отдать во внешнее управление 12-мильный участок «Северного потока — 2» в немецких территориальных водах.

Да и вообще, история первого трубопровода по дну Балтийского моря показывает, что, несмотря на строгие требования законодательства ЕС, работать с европейцами можно. Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов:

«И на «Северный поток — 1» распространялись ограничения, не на сам газопровод, а на его продолжение на территории Европейского союза, на газопровод Opal, в котором 18 млрд кубов из 36 приходилось резервировать для неких иных поставщиков, которым, разумеется, неоткуда было в регионе взяться. И это сподвигло газпромовских специалистов и европейских чиновников провести совместную работу по уточнению и совершенствованию европейского законодательства, которое позволило на данном этапе более чем на 100% загружать «Северный поток — 1».

У «Газпрома» и его «дочки», компании Nord Stream 2 AG, есть месяц, чтобы обжаловать решение регулятора. Кроме того, в Еврокомиссии уже заявили, что «Северный поток — 2» имеет право вновь запросить у немецких властей изъятия проекта из Третьего энергопакета ЕС по другой процедуре. То есть решение в любом случае не окончательное.

Источник: BFM.RU, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики