Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немецкий регулятор не освободил «Северный поток — 2» от соблюдения норм Газовой директивы ЕС

Немецкий регулятор не освободил «Северный поток — 2» от соблюдения норм Газовой директивы ЕС

«Северный поток — 2» должен соблюдать энергетические требования Евросоюза, решило Федеральное сетевое агентство Германии. Что это значит на практике и не помешает ли реализации проекта?

Немецкий регулятор не стал освобождать «Северный поток — 2» от соблюдения требований Газовой директивы ЕС. Решение Федерального сетевого агентства Германии распространяет на «Северный поток — 2» все нормы европейского законодательства.

Теперь «Газпром» не может быть одновременно и поставщиком газа, и оператором трубопровода. Кроме того, половина мощности «Северного потока — 2» должна быть отдана независимым производителям, притом что проект реализуется на средства российского концерна.

Раньше правительство Германии старалось защитить проект, в том числе и лично канцлер Ангела Меркель. Но немецкий регулятор решил иначе. Ситуацию комментирует немецкий политолог Александр Рар:

«Сейчас ощущение такое, что часть Европы хочет отказаться, и не только отказаться, а воюет с российским газом. Это новое явление, и в этом замешана, конечно, политика. Экологические лоббисты, их очень много, они очень влиятельные, они пытаются вообще заставить все правительства Европы полностью выйти из употребления нефти, угля и газа. И коронавирус дает всем уникальный шанс сосредоточиться на обновляемых источниках. И тут тоже выясняется, что есть страны, которые не хотят отказываться от газа. А в некоторых странах, в том числе и под давлением Партии зеленых в Германии, действительно идет очень большая работа над тем, чтобы только возобновляемые источники существовали в Европе».

Действие европейских норм распространяется лишь на небольшой участок трубы в территориальных водах Германии. Понятно, что в Балтийском море в 12 милях от берега вряд ли найдутся независимые поставщики газа. Само требование абсурдно. Но формально его можно выполнить, если половину «Северного потока — 2» загрузить еще на российской стороне газом, не принадлежащим «Газпрому».

Независимые производители газа, «Новатэк» и «Роснефть», давно пытаются получить доступ к экспортной трубе. «Газпром» против: в обмен на монополию на поставки в Европу трубопроводного газа концерн проводит газификацию российских регионов, тех самых, куда независимые свой газ не поставляют.

С «Новатэком» вообще вышла интересная история. Как говорил в конце прошлого года глава Минэнерго Александр Новак, проект «Ямал СПГ», наполовину принадлежащий «Новатэку» Леонида Михельсона, поставляет в Европу 13 млн тонн сжиженного природного газа, то есть конкурирует там с «Газпромом», отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«С точки зрения государственной стратегии этот вопрос очень важный и очевидный: зачем государство поощряет поставки частного сжиженного газа на ту часть мирового рынка, где уже присутствует государственная компания с трубопроводным газом? Когда «Ямал СПГ» начинали, Путин четко говорил: только чтобы ваш газ не оказался на европейском рынке. Михельсон говорил: нет, нет, конечно, его там не будет. А он оказался, и в очень больших количествах. Производство СПГ фактически субсидируется государством, известно, что экспорт СПГ не облагается 30-процентной экспортной пошлиной. Плюс «Новатэк» получает различные дотации от государства, инфраструктуру. То есть это вопрос стратегический, он очень внятный, очевидный, но просто его предпочитают по политическим мотивам не задавать».

Требование разделить поставщика газа и оператора трубопровода, наверное, тоже можно выполнить формально. К примеру, отдать во внешнее управление 12-мильный участок «Северного потока — 2» в немецких территориальных водах.

Да и вообще, история первого трубопровода по дну Балтийского моря показывает, что, несмотря на строгие требования законодательства ЕС, работать с европейцами можно. Ситуацию комментирует заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов:

«И на «Северный поток — 1» распространялись ограничения, не на сам газопровод, а на его продолжение на территории Европейского союза, на газопровод Opal, в котором 18 млрд кубов из 36 приходилось резервировать для неких иных поставщиков, которым, разумеется, неоткуда было в регионе взяться. И это сподвигло газпромовских специалистов и европейских чиновников провести совместную работу по уточнению и совершенствованию европейского законодательства, которое позволило на данном этапе более чем на 100% загружать «Северный поток — 1».

У «Газпрома» и его «дочки», компании Nord Stream 2 AG, есть месяц, чтобы обжаловать решение регулятора. Кроме того, в Еврокомиссии уже заявили, что «Северный поток — 2» имеет право вновь запросить у немецких властей изъятия проекта из Третьего энергопакета ЕС по другой процедуре. То есть решение в любом случае не окончательное.

Источник: BFM.RU, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики