Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко требует от России справедливости

Лукашенко требует от России справедливости

Батька возмущен: «Почему газ для Белоруссии в год 75-летия победы в два раз дороже, чем для Германии»?

Президент Белоруссии Александр Лукашенко назвал несправедливыми цены на российский газ. По его словам, Германия получает газ дешевле $ 70, а Белоруссия — за $ 127.

«Вчера я получил информацию, что Россия продает природный газ в Европе в это непростое время до $ 70: $ 65−68, но никак не $ 127, как для Беларуси… Это ж не дело, я уже не говорю про год 75-летия, что Германии продают природный газ до $ 70, как у меня информация (там по-разному было), но никак не $ 127, как для Беларуси», — цитирует БелТА его разговор с премьер-министром Сергеем Румасом.

Глава государства спросил у премьера, на что Белоруссия может «рассчитывать в будущем»? «Я этот вопрос заострял на видеоконференции в рамках ЕАЭС, и в ближайшее время у нас состоится в таком же формате конференция. Хотелось бы знать, что к настоящему времени предпринято по снижению цены на природный газ для Беларуси», — заявил он. 

Лукашенко не первый раз называет несправедливой цену на российский газ. Месяц назад он говорил о том, что отсутствие гибкости Москвы в этом вопросе подрывает устойчивость ЕАЭС и не способствует интеграции. По его словам, при нынешних условиях цена на российский газ для республики должна составлять $ 40−45 за 1 тыс. кубометров с учетом логистики.

Отметим, что цены на газ в Европе действительно упали из-за сокращения экономической активности на фоне пандемии коронавируса и наличия большого количества запасов в Европе, сделанных на случай отсутствия нового контракта с Украиной. Только Белоруссии то это не касается — в контракте с ней прописана фиксированная цена — 127 долларов за тысячу кубометров. О какой справедливости речь?

— Лукашенко явно опирается не на контрактную цену «Газпрома», которую он не знает, и которая в значительной степени зависит от цен на нефть с лагом в 6−9 месяцев, — считает замдиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.

— Он говорит о спотовой цене на отдельных торговых площадках в отдельные дни. То есть говорит о минимальных ценах, по которым можно было купить газ на некоторых европейских хабах.

— На рынке нефти и газа нет понятия справедливости, — подчеркивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

— Есть разная система ценообразования. Цены для Германии и Белоруссии сейчас действительно разные. Германия покупает газ по ценам около 70 долларов за тыс. куб., а белорусы — по 127. Средняя цена российского газа в Европе в апреле составила около 76 долларов за тыс. куб. Лукашенко мог бы предъявлять претензии, если у «Газпрома» с Белоруссией был бы стандартный европейский договор, где цена «плавает». Но формула ценообразования для Минска такова: тариф на газ в ЯНАО РФ (самый низкий в России) + стоимость доставки газа от Ямала до Белоруссии (посчитанная в долларах) + маркетинговые расходы и расходы по хранению газа в ПХГ.

По этой формуле сейчас цена для Белоруссии примерно 152 доллара за тыс. куб. м. Но стороны подписали допсоглашение по которому цена на 2020 г. зафиксирована на уровне 127 долларов. А в Европе цены получаются по формуле, которые включают в себя котировки на бирже (спотовый рынок газа) и стоимость нефти. У разных клиентов соотношения этих привязок разное. Из-за того, что «Газпром» закачал много газа в ПХГ Европы, ожидая окончания транзита через Украину, а потом транзит все-таки был продолжен, из-за теплой зимы в Европе и Азии, переизбытка предложения СПГ и спада потребления из-за коронавируса цены на спотовом рынке Европы упали. Вот отсюда и берется низкая цена для Германии.

Но Лукашенко стоит помнить, что, когда в Европе цены на газ были высокими, для Белоруссии они были низкими. Например, в 2019 г. в Европу «Газпром» продавал по 203 доллара за тыс. куб, а Белоруссии по 127, в 2018 г в Европу — по 246, Белоруссии — 132. и т. д.

«СП»: — А чего ожидать в ближайшем будущем?

— Осенью 2020 г. цены по контрактам «Газпрома» в Европе упадет еще больше. Так как на ценах с сентября начнет отражаться падение цены нефти весной 2020 г., к тому же ПХГ к тому моменту будут уже заполнены к отопительному сезону. «Газпром» мог бы снизит цену для Белоруссии, но при условии подписания нового контракта — стандартного европейского. При этом Белоруссия получала бы дешевый газ, как и Берлин. Но когда цены пойдут вверх, то и для Минска они будут повышаться. Просто сделать цены как сейчас в Германии на долгие года и зафиксировать их Лукашенко не удастся.

— Руководство Белоруссии постоянно эксплуатирует тему «справедливых цен» на энергоносители, — напоминает эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.

— Чем дешевле стоит газ — тем «справедливее», такой логикой руководствуется Лукашенко. Нужно понимать, что Белоруссия получает «голубое топливо» по контракту с определенной формулой — с привязкой к российскому рынку. Не к европейскому, где сегодня в силу различных факторов цены на газ пробивают дно. Минск под этим подписался. Хотите, как в Европе? А будете платить за газ, к примеру, 200 долларов, если на европейском рынке цены восстановятся до этой отметки? У меня большие сомнения.

«СП»: — Лукашенко спросил у премьера, на что Белоруссия может «рассчитывать в будущем». А на что? Что они готовы предпринимать для снижения цены, кроме заявлений?

— По моему мнению, в энергетике сегодня отражаются и выражаются глубинные противоречия российско-белорусских отношений. Батька хочет, чтобы его страна пользовалась экономическими привилегиями федерального округа РФ, но к более тесной политической интеграции не готов. Хотя дело даже не в нем. Сегодня подобающее большинство белорусов считают независимость своего государства безусловной ценностью, которой нельзя жертвовать. А создание полноценного Союзного государства означает, что Минск отдает часть своего суверенитета наднациональным органам, в которых «рулить» все равно будет Россия.

Несоразмерность субъектов интеграции — пожалуй, один из главных камней преткновения. Вот и Лукашенко не раз говорил, что хочет цены на газ, как в Смоленской области. Позиция Москвы тоже понятна: давайте переходить на новый уровень интеграции. Тогда будут новые «плюшки». А если вы независимое государство — привыкайте к чисто коммерческим отношениям. По-другому не бывает.

«СП»: — Почему бы Москве не дать эту скидку? Прямо так много на этом потеряет?

— Это вопрос не столько экономический, сколько политический. Россия может использовать (и использует) тему энергоносителей в переговорах с Белоруссией. Это сильный аргумент. Опять-таки, мы приходим к стандартной формуле: скидка на газ предоставляется в обмен на что-то. А что взамен готов предложить Лукашенко?

«СП»: — Лукашенко ранее действительно неоднократно намекал на то, что неплохо бы получать газ по внутрироссийской цене. Возможно ли это? При каких условиях?

— Повторюсь, здесь все будет зависеть от готовности президента Беларуси двигаться к более тесной политической интеграции с Россией. Но он этот вариант вообще вряд ли рассматривает. Союзное государство, видимо, уже реализовало весь свой потенциал. Государства так и не получилось — получился союз, в котором обе стороны руководствуются исключительно своими национальными интересами. Поэтому от споров никуда не деться.

«СП»: — Как, по-вашему, в обозримом будущем будет меняться ситуация на газовом рынке? Продолжится ли падение цены или ожидать рост? Станет ли это козырной картой для Лукашенко или наоборот?

— Цены могут опуститься ниже. Как и в случае с нефтью, спрос остается слабым, хранилища быстро заполняются. Деловая и производственная активность в Европе и США восстанавливается очень медленно. В целом, эксперты еще в конце прошлого года прогнозировали, что для «Газпрома» наступают нелегкие времена, а тут еще эпидемия коронавируса.

Но в долгосрочной перспективе у газа, несомненно, есть будущее. Тем же европейцам он пригодится для замены угля и атомной генерации, от которых они отказываются. Страны ЕС будут оставаться для «Газпрома» ключевым экспортным рынком сбыта. Что касается Белоруссии, то энергоресурсы — это все-таки козырь Кремля. Более надежного и дешевого источника поставок нефти и газ, чем Россия, у Лукашенко нет. И в обозримом будущем не появится.

— Цена на трубопроводный газ при «длинных» контрактах формируется с временным лагом от нефтяных цен, плюс транспортировка и различные скидки и премии (от объема и т. д.), причем формируется она одинаково и для Белоруссии, и для Германии, — подчеркивает писатель и политолог Дмитрий Лекух.

«СП»: — Почему бы не дать Лукашенко эту скидку?

— Можно дать Лукашенко вообще все: много денег, газ и нефть бесплатно, простить долги. Вопрос один: зачем?

Он что, от этого Крым признает, что ли, перестанет подкармливать своих «нациков» или заигрывать (все ради тех же денег) с укронацистскими упырями? Да нет, конечно.

Лукашенко хочет газ по $ 40, что круче даже «украинской формулы». Напомним, это — дешевле, чем газ для Смоленской области, например.

«СП»: — Возможен ли газ для Белоруссии по внутрироссийским ценам? Батька ведь об этом мечтает?

— Газ по внутрироссийским ценам для Белоруссии — это вполне возможно, более того, это является конечной целью переговоров и по ЕАЭС, и по Союзному государству. Вопрос исключительно во взаимности и в одинаковых правилах для внутрироссийских предприятий и Белоруссии, об этом уже давно ведутся переговоры, но интеграции Лукашенко противится очень серьезно. Более того, процесс интеграции в экономике с РФ Лукашенко, фактически, сорвал и активно «переговаривается с ЕС, НАТО и МВФ».

Тут задача простая — купить российскую нефть и газ по внутрироссийским ценам, а продать — на ту же Украину, или в Польшу — по мировым, но дешевле, чем у русских (а иначе зачем?) и на этом «немного заработать» — естественно, в прямой ущерб российским производителям. Делалось это уже не раз, «маленький бизнес», так сказать.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 16.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики