Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" нанесет ответный удар. Почему газовая директива ЕС – не то, чем кажется

"Северный поток-2" нанесет ответный удар. Почему газовая директива ЕС – не то, чем кажется

Германия наносит удар по "Северному потоку-2" европейской газовой директивой. Однако это совершенно не означает, что теперь "Газпром" не сможет использовать трубопровод.

Шаг сделан. Федеральное сетевое агентство Германии все же отказалось освободить "Северный поток-2" от требований газовой директивы Евросоюза. Решение по заявкам консорциумы Nord Stream AG и Nord Stream-2 AG ждали к концу мая, а сами обращения были отправлены еще в январе текущего года.

"Финальный удар со стороны немецких властей", "Германия окончательно отказалась от "Северного потока-2" – такими заголовками пестрили новостные ленты. "Газопровод могли освободить от директивы, если бы он был построен к 23 мая 2019 года, неужели нельзя было раньше предупредить?", – виднелись комментарии возмущенных читателей.

И, очевидно, только "Газпром" сохранял холодное спокойствие, напоминая, что в принятом европейском законе слишком много "но", которые чаще всего распространяются, по очевидным геополитическим причинам, именно на Россию. А с подобными "но" стоит и нужно бороться.

Третья энергопакетная проблема

Неоднозначность Третьего энергопакета обсуждалась много раз.

С почти что детским восторгом поправки 2019 года в Газовую директиву приняли ярые противники российского топлива. Ведь теперь, помимо основных требований по разделению поставщика газа транспортной компании, доступа третьих сторон к мощностям газопровода, недискриминационных тарифов и транспарентности, в документ вписывался обязательных контроль над морскими частями трубопроводов, приходящие в ЕС из третьих стран.

Схема была столь логичная и расчетливая, что даже не потребовала от обывателей дополнительных математических вычислений: законодательный акт был точно прописан под "Северный поток-2".

К слову, европейские власти не были бы европейскими, если бы не любили "энергетическую толерантность". Но только к тем, кто им нравится.

Так, под нормы Третьего энергопакета прекрасно вписывался Азербайджанский Трансанатолийский трубопровод (TANAP), одна ветка которого идет из Азербайджана через Турцию в Болгарию, другая – через Грецию в Италию, то есть – на территорию ЕС. Но его в "расстрельные списки" энергопакета не внесли. Не захотели увидеть конкуренцию. Потому что войти в трубу на территории Турции мог российский газ. А топливо из России, как известно, по европейским нормам находится вне всех систем и идет, не то, что с "третьей стороны", а будто прямиком из "Мордора", распространяя политическое давление, монополизацию всех возможных сфер и все то, что ему обычно приписывают.

 

Оператор проекта Nord Stream-2 AG уже заявил, что с решением немецкого регулятора не согласен. В компании подчеркнули, что к 23 мая 2019 года трубопровод был завершен "с точки зрения экономической функциональности", а потому под действие директивы он никоим образом не попадает.

Более того, по словам международных правовых экспертов, сужение определения "завершение проекта" до заключения о физическом строительстве газопровода "нарушит защиту законных ожиданий и других фундаментальных прав в законодательстве ЕС". Поправки идут в разрез с гарантиями Основного закона Германии, а в сам проект были вложены миллиарды евро еще до принятия директивы. "Отличная забота" о европейских инвесторах, в числе которых, к слову, числятся и сами немцы. Но поучиться тут нечему.

Энергетические войны: продолжение

В комментарии для Baltnews ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков отметил: сдаваться без боя "Газпром" не будет. И подобная борьба уже сходна войне за торжество здравого смысла:

"Оператор Nord Stream AG будет подавать апелляцию, будет судиться, я думаю, и добиваться исключения трубопровода из норм Третьего энергопакета. И в общем-то, это логичное решение было бы. По нынешнему регулированию в 12 км от берега Германии, там, где де-факто начинается ЕС, вдруг должна возникнуть какая-то конкуренция и в трубу должны войти какие-то альтернативные поставщики. Но все понимают, что на дне моря этого не может произойти. И в данный момент это попытка использовать антимонопольное законодательство к случаю, когда конкуренция не может никак возникнуть".

"Да и в самом европейском законодательстве прописано, что в таких случаях предоставляются исключения из-под норм Третьего энергопакета. Потому что если Третий энергопакет будет применяться к "Северному потоку-2", то под удар попадут инвесторы: компании вложились в строительство газопровода, рассчитывая получить 55 млрд кубов. А по факту получат 27,5 млрд. То есть инвестиции попросту девальвируются", – отметил эксперт.

Но если Европа все же одумается, то ситуация с "Северный потоком-2" может частично повторить историю с продолжением "Северного потока-1" – трубопровода Opal.

"До недавнего времени трубопровод Opal тоже не давали загружать. В итоге решили, что на эти 50% мощностей, которые альтернативный поставщик должен получить, проведут аукцион. И если никто, кроме "Газпрома", в нем участвовать не будет, то отдадут возможность качать "Газпрому". И так и вышло. Чужому газу там взяться неоткуда", – заметил Юшков.

В противном случае "Газпрому" придется действовать по технике восточного боя: если невозможно победить врага в честном поединке – изучи и подстройся под него. Но даже тут Россия не пренебрежет законом, завершив процедуру по документации чисто:

"Пока что, действительно, "Газпрому" удастся закачивать только 50% "Северного потока-2". Но даже если компании не удастся добиться исключений из норм Третьего энергопакета, она может подстроиться под него. Например, отдать последний участок в управление независимому оператору, или передавать право на половину газа собственности клиентам. То есть по документам, будет идти половина газа "Газпрома", а половина – других компаний", – резюмировал Юшков.

И это только часть вариантов. Но встает вопрос – зачем изобретать ненужный велосипед, на котором даже покататься некому в период пандемии, если экспорт энергоносителей становится настоящей проблемой для некоторых государств?

Ответа нет, как и логики в Третьем энергопакете, написанного наивными мечтателями, грезивших о конкуренции в море. Романтичная, но никому неудобная история.

Так победим

Большинству, даже европейский обывателей уже давно стало понятно: "Северный поток-2" – сугубо экономический проект, несущий только выгоду и дешевые цены на топливо потребителям Европы.

Прибалтийские республики, поглощенные борьбой с коронавирусом, справедливости ради, несколько снизили накал претензий к российскому проекту. Тем не менее, признать тот факт, что трубопроводный газ из России может выгодно сыграть роль в климатической повестке Европы, они не могут и не хотят. Как и то, что использование более дешевого трубопроводного топлива сможет стать неким трамплином к переходу к "зеленой экономике", которой от них так ждут в ЕС. Но лучше ежегодно получать тону критики, угрозы штрафами, но поддерживать старшего брата.

К слову "старший брат" – США – сейчас переживает не лучшие дни своей стратегии по распространению СПГ в Европе, коронакризис и тут оказался беспощадным.

"Прибалтика, Польша и Украина пытаются продемонстрировать политическую лояльность США. Для Соединенных Штатов сейчас еще актуальнее повысить цены в Европе. Почему Вашингтон выступает против "Северного потока -2"? Потому что он хочет создать дефицит дешевого газа на европейском рынке, тогда поставки дорого СПГ будут рентабельными. А по цене на данный момент американский СПГ не проходит, более того, там действительно сейчас происходят отгрузки, потому что цены слишком маленькие и экспортировать СПГ просто не выгодно", – обратил внимание Юшков.

Были надежды, что дефицит появится за счет Украины. Но Киев заключил контракт с Россией. Был план остановить "Северный поток-2", но "Газпром" настроился достроить трубопровод самостоятельно, невзирая на дальнейшие последствия американских санкций. Была идея надавить политически, а из-за коронавируса у людей не осталось денег.

И даже Варшава, верная подруга Вашингтона, – и та сыграла в свою игру:

"Варшава выиграла бы от "Северного потока-2". Польша уже сейчас выигрывает и от "Северного потока-1". Там особую схему компании используют. То есть, когда газ в Германию приходит по "Северному потоку-1", образуются определенные излишки. Их продают на бирже. Поляки скупают эти излишки и отправляют клиентам в Германию, которые это топливо должны были получить по газопроводу "Ямал-Европа" (идущего из России – прим. Baltnews), а сами поляки такой же объем газа забирают себе на Восточной границе с Белоруссией. И экономят на том, что в реальности не прокачивают часть газа по своей территории, и в общем-то, не тратят энергию. Чем больше газа приходит в Германию, тем больше операций Польша может проводить", – заключил Юшков.

При этом Варшава лицемерно продолжает пугать полным отказом от российского газа после 2021 года. Получается, что все выбрали себе роли. Но записались в разные спектакли. А на сцене – балаган, а в зале люди, требующие посильного по цене топлива. Зря, что ли, деньги за билеты платили?

Так нанесен ли последний удар по "Северному потоку-2"? Нет. Отметенный вариант вывода проекта из Газовой директивы ЕС, вероятнее всего, был самым простым. Но далеко не последним.

Автор: Екатерина Кобиц

Источник: Baltnews.ee, 16.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики