Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Дискриминационное действие документа»: в ФРГ отказались освободить «Северный поток — 2» от директивы ЕС

«Дискриминационное действие документа»: в ФРГ отказались освободить «Северный поток — 2» от директивы ЕС

Германия отклонила заявку Nord Stream 2 AG об освобождении «Северного потока — 2» от требований Газовой директивы Евросоюза, которые предполагают распространение на газопровод норм Третьего энергопакета ЕС. В ФРГ отметили, что для получения освобождения строительство газопровода должно было закончиться до 23 мая 2019 года. В ответ в Nord Stream 2 AG подчеркнули, что к этой дате с точки зрения экономической функциональности трубопровод был завершён, и не исключили обжалования решения в немецких судах. 

Германия отвергла заявку оператора «Северного потока — 2» Nord Stream 2 AG об освобождении строительства трубопровода от требований Газовой директивы Евросоюза, заявили в Федеральном сетевом агентстве (ФСА) ФРГ.

«15 мая 2020 года коллегия №7 (ФСА. — RT) отклонила ходатайство Nord Stream 2 AG об освобождении от регулирования той части «Северного потока — 2», которая пролегает на территории Германии», — говорится в сообщении.

Напомним, доработанная Газовая директива Евросоюза вступила в силу в мае 2019 года. Суть изменений заключается в распространении норм Третьего энергопакета ЕС на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран «единой Европы», — они обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки топлива от альтернативных поставщиков.

Также по нормам Третьего энергопакета оператором газопровода должна стать независимая от «Газпрома» компания, а нынешний оператор строительства Nord Stream 2 AG, принадлежащий «Газпрому», для этого не подходит.

«Освобождение, в соответствии с § 28б закона об энергетической экономике, предполагает, что строительство газопровода должно было закончиться до 23 мая 2019 года. «Северный поток — 2» не отвечает этому условию», — пояснили в Федеральном сетевом агентстве ФРГ.

При этом Nord Stream 2 AG настаивает, что к этой дате трубопровод был завершён с точки зрения экономической функциональности. 

«На основании действующей в то время правовой базы компания осуществила безвозвратные инвестиции в размере миллиардов евро задолго до того, как ЕК объявила о своём плане по изменению Газовой директивы. Международные правовые эксперты подтвердили, что сужение определения «завершение проекта» до заключения о физическом строительстве газопровода нарушит защиту законных ожиданий и других фундаментальных прав в законодательстве ЕС. Это также противоречило бы конституционным гарантиям основного закона Германии», — цитирует РИА Новости заявление компании. 

В компании Nord Stream 2 AG заявили, что отклонение заявки об освобождении немецкого участка газопровода от требований директивы показывает «дискриминационное действие изменённой Газовой директивы ЕС». Там также напомнили, что ещё в прошлом году подали иск об отмене поправок к директиве в Европейский суд общей юрисдикции, а также о том, что ведут арбитражное разбирательство в рамках договора к Энергетической хартии.

«Северный поток — 2» является проектом, который получил «все необходимые разрешения» и реализуется в соответствии с международным законодательством, добавил оператор.

«Мы ожидаем получения официального решения, а затем оценим его и рассмотрим дальнейшие действия по защите наших прав, включая обжалование этого решения в немецких судах», — добавили в компании.

Эксперт Финансового университета при правительстве России, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в разговоре с RT пояснил, что Еврокомиссия приняла распространение Газовой директивы на морские газопроводы и требовала «довольно быстро всё это сделать от национальных регуляторов».

«Германия долго сопротивлялась и установила дату: если «Северный поток — 2» будет достроен до 23 мая, то он не попадёт под это регулирование», — отметил эксперт.

Он также выразил уверенность, что Nord Stream 2 AG предпримет попытку оспорить это решение через суды.

«Даже если ему не удастся получить право исключения из-под норм Третьего энергопакета, он будет пытаться встроиться в правила игры», — заключил аналитик.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин выразил мнение, что регулятор объявил об отказе по формальным правовым основаниям (проект не был завершён до 23 мая прошлого года), чтобы сделать исключение из Третьего антимонопольного пакета.

«То есть нельзя владеть газом и заниматься транспортировкой газа. Поэтому сейчас оператор проекта Nord Stream 2 AG будет подавать в суды, чтобы это решение опротестовать. Крайний вариант — создать независимого газового оператора, который будет эксплуатировать «Северный поток—2», а «Газпром» уже будет продавать газ непосредственно сам», — добавил он.

Эксперт пояснил, что данная ситуация не представляет собой серьёзную проблему.

«Главное — достроить газопровод. Всё это нам будет грозить только в конце этого года или в начале следующего... Либо суд (у нас есть год, чтобы посудиться), либо создание независимого оператора, который соответствовал бы европейскому антимонопольному требованию», — заключил Пикин.

«Северный поток — 2» — строящийся магистральный газопровод с общей мощностью двух ниток 55 млрд кубометров в год, который идёт из России в Германию через Балтийское море. Он проходит через исключительные экономические зоны и территориальные воды пяти стран — Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Против строительства выступают ряд европейских стран, в частности Польша, Литва и Латвия. Кроме того, остановить проект требует Украина, которая опасается потери доходов от транзита российского газа, и США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ.

Противники строительства утверждают, что газопровод якобы угрожает энергобезопасности Европы, Россия же неоднократно поясняла, что «Северный поток — 2» является исключительно коммерческим, а не политическим проектом.

Авторы: Наталия Сергиевская, Анастасия Румянцева

Источник: RT, 15.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики