Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» прокачает через Польшу в июне почти по полной

«Газпром» прокачает через Польшу в июне почти по полной

«Газпром» сохраняет высокие объемы транзита газа в Европу через Польшу. Сегодня российский холдинг купил 94% транзитных мощностей газопровода Ямал-Европа на июнь. Ранее «Газпром» зарезервировал еще 80% транзита через Польшу с июля по сентябрь. Польская сторона сумела предложить привлекательные цены, однако будущее транзита покажет октябрь, когда будет ясно с достройкой «Северного потока — 2» и начнется бронирование Ямал-Европа на год вперед.

По итогам аукциона на платформе GSA Platform, «Газпром» выкупил у польского оператора Gaz-System 94% мощности газопровода Ямал-Европа на июнь. На входной точке из Белоруссии в Польшу «Кондратки» и на выходной из Польши в Германию «Мальнов» холдинг забронировал подачу газа в объеме около 84 млн кубометров в сутки или 2,5 млрд кубометров за весь месяц.

До этого «Газпром» забронировал 80% мощности по Ямал-Европа в июле- октябре. А в мае на ежедневных аукционах выкупает пока более низкие объемы — 66%. 

16 мая закончился контракт на транзит российского газа через Польшу и оператор газотранспортной системы страны Gaz-System перевел транзит газа по польскому участку газопровода Ямал-Европа на аукционы. Ранее, по долгосрочному контракту и межправительственному соглашению, «Газпром» мог поставлять по магистрали любые объемы газа по фиксированной цене — $ 50 млн в год. Такая низкая цена была связана с тем, что «Газпром» строил газопровод на территории Польши за собственные средства и возвращал инвестиции.

В Варшаве заявляли о том, что тарифы занижены как минимум в 10 раз, однако польский оператор ГТС не стал задирать цены. При соотношении предыдущих объемов транзита и платежей тарифы выросли более чем в три раза. Однако остались самыми привлекательными по всем маршрутам экспорта российского газа в Европу. Так, при месячном бронировании в июне «Газпром» будет платить $ 7,3 за тысячу кубометров, а при квартальном бронировании в июле—сентябре — $ 6,8 за тысячу кубометров. Это более чем в четыре раза ниже, чем украинские тарифы — $ 31,72.

Поэтому, пока не достроен «Северный поток — 2», нынешнее снижение поставок через Польшу, как и невыбранный полностью украинский транзит, можно объяснить общим падением экспорта российского газа в Европу. В апреле, по подсчетам EADaily, он снизился на 19,5% по сравнению с прошлым годом. Сам «Газпром» оценивает свои экспортные потери в этом году в 16,4% - более 32 млрд кубометров.

Ранее EADaily писало, что до мая «Газпром» снижал транзит российского газа по газопроводу Ямал — Европа, наращивая в рамках контракта поставки через Украину. В нынешней ситуации снижения спроса и больших запасов газа в Европе российский холдинг мог максимально нагрузить украинскую ГТС, чтобы снизить транзит через Польшу, если та установила бы высокие тарифы. Однако Варшава, судя по всему, пошла на компромисс. Хотя, как и на Украине, «Газпром» будет оплачивать не фактические объемы поставок, а забронированные по условию «качай или плати».

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что Gaz-System предложила конкурентные тарифы, а украинский контракт мог отчасти повлиять на ценообразование. 

Что касается украинского транзита, то, говорил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич, «Газпром» все равно оплатит законтрактованные на этот год 65 млрд кубометров транзита ($ 2 млрд). «Поэтому в данном случае можно говорить о перспективе каких-то долгосрочных потерь. Или… После подписания контракта между „Нафтогазом Украины“ и „Газпромом“ многие на Украине из-за неопределенности с польским транзитом рассчитывали, что российская компания превысит законтрактованные объемы, однако после последних новостей из Польши этот вопрос становится неактуальным», — полагал эксперт.

Источник: EADaily, 18.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики