Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша с возу – России легче. Как Варшава недооценила газовые перспективы

Польша с возу – России легче. Как Варшава недооценила газовые перспективы

 

Эксперт в области энергетики назвал преимущества, которыми обернется для "Газпрома" отказ Польши от долгосрочного контракта.

 

Отказавшись продлевать долгосрочный договор на транзит газа с Россией, Польша ничего не выиграла, зато "Газпрому" теперь станет удобнее работать, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"Газпрому" теперь даже удобнее так работать, потому что в зависимости от спроса на европейском рынке он будет набирать те лоты, которые ему нужно прокачать. А ставка на транзит так и осталась низкой, потому что никакой конкуренции за право прокачивать газ не возникло, так как на границе Польши и Белоруссии единственным поставщиком является "Газпром", – рассказал Юшков порталу Baltnews.

По словам эксперта, важно понимать, что никакого отказа от транзита не происходит – есть отказ от подписания нового долгосрочного контракта, а транзит продолжается, просто на других условиях.

"Раньше был долгосрочный контракт, где была прописана формула определения стоимости транзита, и сама Польша денег от этого транзита почти не получала. Они получали около 40 млн долларов в год, но по сравнению с Украиной, которая рядом качает газ и получает миллиарды долларов, Польша, конечно, получала очень мало", – рассказал энергетик.

Такие условия транзита возникли из-за того, что, когда строился газопровод "Ямал – Европа", Польша денег на него не давала, и его полностью строил и финансировал "Газпром", напомнил Юшков. "В Варшаве выступали против этого и говорили, что не хотят подписывать новый долгосрочный контракт. Но я думаю, что на самом деле они хотели его подписать, но на условиях высоких тарифов, чтобы получать много денег за транзит", – заявил эксперт.

По мнению аналитика, "Газпром" был готов подписать долгосрочный договор, если бы это было комплексное соглашение.

"Дело в том, что сейчас стороны еще судились по договору на поставку газа – там "Газпром" проиграл арбитраж и сейчас вынужден выплачивать 1,5 млрд долларов. Я думаю, что "Газпром" предлагал подписать мировое соглашение о том, чтобы не выплачивать эту сумму, но взамен повысить тариф на прокачку газа и, соответственно, постепенно повысить Польше доход", – добавил энергетик.

Он подчеркнул, что Польша на это не согласилась, так как для них принципиальным моментом было продемонстрировать свою победу над "Газпромом".

"Проблема в том, что кроме "Газпрома" никто ничего прокачивать не может и он единственный участник аукциона. Он уже поучаствовал в аукционах на прокачку в третьем квартале и набрал себе сколько было нужно лотов, в том числе на июнь. Поэтому сейчас никаких проблем не будет – в июне "Газпром" прокачает, сколько ему нужно, и по результатам этих лотов ставка транзита такая же низкая, как и была раньше", – рассказал Юшков.

По его словам, таким образом Польша ничего не выиграла от этого перехода на новые параметры.

"Транзит остается, и Польша как получала за него мало денег, так и будет получать. "Газпрому" стало удобнее – если ему не нужно качать много газа, он просто не будет набирать себе этих лотов", – резюмировал Игорь Юшков.

Ранее стало известно, что Варшава отказалась продлевать истекший 17 мая договор на транзит газа и тем самым разорвала сотрудничество с "Газпромом".

Источник: Baltnews.lt, 19.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики