Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша с возу – России легче. Как Варшава недооценила газовые перспективы

Польша с возу – России легче. Как Варшава недооценила газовые перспективы

 

Эксперт в области энергетики назвал преимущества, которыми обернется для "Газпрома" отказ Польши от долгосрочного контракта.

 

Отказавшись продлевать долгосрочный договор на транзит газа с Россией, Польша ничего не выиграла, зато "Газпрому" теперь станет удобнее работать, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"Газпрому" теперь даже удобнее так работать, потому что в зависимости от спроса на европейском рынке он будет набирать те лоты, которые ему нужно прокачать. А ставка на транзит так и осталась низкой, потому что никакой конкуренции за право прокачивать газ не возникло, так как на границе Польши и Белоруссии единственным поставщиком является "Газпром", – рассказал Юшков порталу Baltnews.

По словам эксперта, важно понимать, что никакого отказа от транзита не происходит – есть отказ от подписания нового долгосрочного контракта, а транзит продолжается, просто на других условиях.

"Раньше был долгосрочный контракт, где была прописана формула определения стоимости транзита, и сама Польша денег от этого транзита почти не получала. Они получали около 40 млн долларов в год, но по сравнению с Украиной, которая рядом качает газ и получает миллиарды долларов, Польша, конечно, получала очень мало", – рассказал энергетик.

Такие условия транзита возникли из-за того, что, когда строился газопровод "Ямал – Европа", Польша денег на него не давала, и его полностью строил и финансировал "Газпром", напомнил Юшков. "В Варшаве выступали против этого и говорили, что не хотят подписывать новый долгосрочный контракт. Но я думаю, что на самом деле они хотели его подписать, но на условиях высоких тарифов, чтобы получать много денег за транзит", – заявил эксперт.

По мнению аналитика, "Газпром" был готов подписать долгосрочный договор, если бы это было комплексное соглашение.

"Дело в том, что сейчас стороны еще судились по договору на поставку газа – там "Газпром" проиграл арбитраж и сейчас вынужден выплачивать 1,5 млрд долларов. Я думаю, что "Газпром" предлагал подписать мировое соглашение о том, чтобы не выплачивать эту сумму, но взамен повысить тариф на прокачку газа и, соответственно, постепенно повысить Польше доход", – добавил энергетик.

Он подчеркнул, что Польша на это не согласилась, так как для них принципиальным моментом было продемонстрировать свою победу над "Газпромом".

"Проблема в том, что кроме "Газпрома" никто ничего прокачивать не может и он единственный участник аукциона. Он уже поучаствовал в аукционах на прокачку в третьем квартале и набрал себе сколько было нужно лотов, в том числе на июнь. Поэтому сейчас никаких проблем не будет – в июне "Газпром" прокачает, сколько ему нужно, и по результатам этих лотов ставка транзита такая же низкая, как и была раньше", – рассказал Юшков.

По его словам, таким образом Польша ничего не выиграла от этого перехода на новые параметры.

"Транзит остается, и Польша как получала за него мало денег, так и будет получать. "Газпрому" стало удобнее – если ему не нужно качать много газа, он просто не будет набирать себе этих лотов", – резюмировал Игорь Юшков.

Ранее стало известно, что Варшава отказалась продлевать истекший 17 мая договор на транзит газа и тем самым разорвала сотрудничество с "Газпромом".

Источник: Baltnews.lt, 19.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики