Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Саммит ЕАЭС показал бесполезность газовых ультиматумов в отношении России – эксперт

Саммит ЕАЭС показал бесполезность газовых ультиматумов в отношении России – эксперт

В ходе Высшего Евразийского экономического совета 19 мая участникам не удалось найти решение по ценообразованию на услуги по транспортировке газа, несмотря на призыв президента Беларуси Александра Лукашенко разобраться с вопросом в ходе встречи. Армяно-белорусской инициативе о введении «единого тарифа» противопоставили свои доводы Казахстан, Кыргызстан и Россия. Подобный подход, по их мнению, не соответствует мировой практике и нынешнему уровню развития интеграции в ЕАЭС. Что стоит за требованием Минска о едином тарифе на газовый транзит, в интервью «Евразия.Эксперт» прокомментировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Что означает требование Беларуси ввести единый тариф на транспортировку газа в ЕАЭС?

– В действующем контракте «Газпрома» на поставку газа для Белоруссии есть такая формула. Сначала берется тариф на газ в Ямало-Ненецком автономном округе России – там самый низкий тариф в России на газ – в рублях. Потом берется стоимость транспортировки от Ямала до границы с Белоруссией, и вот она в формуле ценообразования определена отдельно в этом контракте на коммерческую поставку газа. Она подсчитана в долларах и довольно высока. Из-за этого по нынешнему контракту для Белоруссии газ должен стоить примерно $152 за тысячу куб.м. Стороны подписали дополнительное соглашение в начале этого года, которое фиксирует на весь год стоимость газа на уровне $127 за тысячу куб.м.

[Президент Беларуси Александр] Лукашенко требует: давайте пересмотрим цены. Теперь он конкретизировал свои желания, [раскрыв] как достичь того самого понижения цены на газ. Надо просто изменить формулу ценообразования: убрать из нее доллары и вообще этот тариф и сделать некий стандартный низкий тариф на доставку. Тогда эта составляющая, которая и дает основную прибавку к цене на газ для Белоруссии за счет транспортировки (транспортный тариф), станет ниже.

Я думаю, что он [Лукашенко] настаивает на транспортировочном тарифе, чтобы изменить цену на газ для себя. Путин завуалированно говорит, что либо мы продолжаем дальнейшую интеграцию, либо никакого единого тарифа не будет и понижения цен не будет тоже.

Почему не получается договориться?

– Потому что здесь мы сталкиваемся с проблемой. В конце прошлого года и в начале этого очень много было дискуссий и встреч.

По сути, Минск настаивает на том, что надо интегрировать рынки. Смысл интеграции заключается в том, что надо понизить стоимость российской нефти и газа для Белоруссии, а дальше белорусские власти интегрироваться не собираются.

В России говорят о том, что нужно продолжать интегрироваться и выходить на уровень настоящего союзного государства. А если каждый из нас живет в отдельном самостоятельном государстве, то почему надо давать дальнейшие скидки по углеводородам до внутрироссийских цен? Вы хотите получать их по таким же ценам как российские регионы, но вы же не российский регион.

Эта задумка с единым тарифом изначально была в договоре ЕАЭС или появилась потом?

– Нет, там написано, что к 2025 г. планируется создать единые рынки нефти, газа и так далее. Там просто обозначаются единые рынки.

А что означает предложенный единый тариф для бизнеса? Кто за эту скидку будет платить?

– В данном случае означает, что «Газпром» просто будет получать меньше денег, потому что еще больше снизится цена на газ для Белоруссии. Для нее это важно, потому что там практически вся электроэнергетика построена на газовой составляющей.

Поэтому, чем дешевле газ, тем дешевле электроэнергия, чем дешевле электроэнергия, тем дешевле все остальные товары. Это повышает конкурентоспособность всей белорусской экономики.

– Можно ли сказать, что Лукашенко через ЕАЭС пытался решить то, что не получилось в Союзном государстве?

– Да. То есть, он ставит некие ультиматумы и пытается найти рычаги давления, как решить конкретно отдельно взятый вопрос по стоимости российского газа. Ставит вопрос: либо Россия идет на уступки по цене на газ, либо стопорится дальнейшая интеграция, которая была прописана в различных документах.

Беседовала Мария Мамзелькина

Источник: Евразия.Эксперт, 20.05.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики