Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Саммит ЕАЭС показал бесполезность газовых ультиматумов в отношении России – эксперт

Саммит ЕАЭС показал бесполезность газовых ультиматумов в отношении России – эксперт

В ходе Высшего Евразийского экономического совета 19 мая участникам не удалось найти решение по ценообразованию на услуги по транспортировке газа, несмотря на призыв президента Беларуси Александра Лукашенко разобраться с вопросом в ходе встречи. Армяно-белорусской инициативе о введении «единого тарифа» противопоставили свои доводы Казахстан, Кыргызстан и Россия. Подобный подход, по их мнению, не соответствует мировой практике и нынешнему уровню развития интеграции в ЕАЭС. Что стоит за требованием Минска о едином тарифе на газовый транзит, в интервью «Евразия.Эксперт» прокомментировал эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Что означает требование Беларуси ввести единый тариф на транспортировку газа в ЕАЭС?

– В действующем контракте «Газпрома» на поставку газа для Белоруссии есть такая формула. Сначала берется тариф на газ в Ямало-Ненецком автономном округе России – там самый низкий тариф в России на газ – в рублях. Потом берется стоимость транспортировки от Ямала до границы с Белоруссией, и вот она в формуле ценообразования определена отдельно в этом контракте на коммерческую поставку газа. Она подсчитана в долларах и довольно высока. Из-за этого по нынешнему контракту для Белоруссии газ должен стоить примерно $152 за тысячу куб.м. Стороны подписали дополнительное соглашение в начале этого года, которое фиксирует на весь год стоимость газа на уровне $127 за тысячу куб.м.

[Президент Беларуси Александр] Лукашенко требует: давайте пересмотрим цены. Теперь он конкретизировал свои желания, [раскрыв] как достичь того самого понижения цены на газ. Надо просто изменить формулу ценообразования: убрать из нее доллары и вообще этот тариф и сделать некий стандартный низкий тариф на доставку. Тогда эта составляющая, которая и дает основную прибавку к цене на газ для Белоруссии за счет транспортировки (транспортный тариф), станет ниже.

Я думаю, что он [Лукашенко] настаивает на транспортировочном тарифе, чтобы изменить цену на газ для себя. Путин завуалированно говорит, что либо мы продолжаем дальнейшую интеграцию, либо никакого единого тарифа не будет и понижения цен не будет тоже.

Почему не получается договориться?

– Потому что здесь мы сталкиваемся с проблемой. В конце прошлого года и в начале этого очень много было дискуссий и встреч.

По сути, Минск настаивает на том, что надо интегрировать рынки. Смысл интеграции заключается в том, что надо понизить стоимость российской нефти и газа для Белоруссии, а дальше белорусские власти интегрироваться не собираются.

В России говорят о том, что нужно продолжать интегрироваться и выходить на уровень настоящего союзного государства. А если каждый из нас живет в отдельном самостоятельном государстве, то почему надо давать дальнейшие скидки по углеводородам до внутрироссийских цен? Вы хотите получать их по таким же ценам как российские регионы, но вы же не российский регион.

Эта задумка с единым тарифом изначально была в договоре ЕАЭС или появилась потом?

– Нет, там написано, что к 2025 г. планируется создать единые рынки нефти, газа и так далее. Там просто обозначаются единые рынки.

А что означает предложенный единый тариф для бизнеса? Кто за эту скидку будет платить?

– В данном случае означает, что «Газпром» просто будет получать меньше денег, потому что еще больше снизится цена на газ для Белоруссии. Для нее это важно, потому что там практически вся электроэнергетика построена на газовой составляющей.

Поэтому, чем дешевле газ, тем дешевле электроэнергия, чем дешевле электроэнергия, тем дешевле все остальные товары. Это повышает конкурентоспособность всей белорусской экономики.

– Можно ли сказать, что Лукашенко через ЕАЭС пытался решить то, что не получилось в Союзном государстве?

– Да. То есть, он ставит некие ультиматумы и пытается найти рычаги давления, как решить конкретно отдельно взятый вопрос по стоимости российского газа. Ставит вопрос: либо Россия идет на уступки по цене на газ, либо стопорится дальнейшая интеграция, которая была прописана в различных документах.

Беседовала Мария Мамзелькина

Источник: Евразия.Эксперт, 20.05.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики