Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Заграница не поможет: почему российский газ оказался не нужен

Заграница не поможет: почему российский газ оказался не нужен

По сравнению с мартом 2019 года поставки российского газа в Турцию в марте 2020 года упали в семь раз. Такой вывод можно сделать из данных Федеральной таможенной службы.

Ранее Турция занимала второе место среди крупнейших клиентов "Газпрома". А сейчас уже во втором десятке. Даже Литва покупает больше.

Почему это происходит

В настоящее время Турция резко нарастила объемы закупок сжиженного природного газа (СПГ). В 2019 году было импортировано 9,1 миллиона тонн СПГ — в основном из Алжира, Катара, Нигерии и США.

Напомним, что в декабре прошлого года был открыт газопровод "Турецкий поток". Но на ситуации в текущем году этот факт пока никак не отразился. В турецкой газовой компании Botas в апреле поделились планами о дальнейшем наращивании поставок СПГ. По факту, в марте "Турецкий поток" и еще один газопровод, ведущий в Турцию, "Голубой поток", оказались задействованы всего лишь на десять процентов от совокупной мощности.

Проблемы не только с Турцией. Германия, самый крупный клиент "Газпрома", в марте сократила закупки на 45 процентов. И в итоге российская компания впервые в своей истории закончила первый квартал с убытком.

Падение цен на газ и резкое сокращение поставок, конечно, связано со многими факторами. Здесь и теплая зима, и пандемия коронавируса, и рост конкуренции со стороны поставщиков СПГ. Вопрос в том, когда ситуация начнет выправляться.

Долго ли это продлится

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков полагает, что речь идет исключительно об экономической составляющей.

 

"Вопрос не в политической ориентации у кого покупать газ, а именно в ценовых предложениях. В Турцию в прошлом году начались поставки из Азербайджана, они достроили газопровод, начали оттуда получать газ. Там, насколько мы понимаем, есть условие "бери или плати". И еще Иран, по-моему, поставляет. И СПГ-поставщики. Соответственно, там лучше условия по поставкам, чем у "Газпрома". Поэтому здесь (причина) исключительно в возросшей конкуренции", — сказал эксперт "Правде.Ру".

 

Он также отметил сокращение потребления газа Турцией.

 

"На уменьшившемся рынке и в связи с конкуренцией "Газпром" пока теряет позиции. Просто по цене он пока не конкурирует почему-то с Азербайджаном и с поставщиками СПГ, не дает Турции такие же скидки", — отметил Игорь Юшков.

 

При этом эксперт считает, что ситуация будет меняться.

 

"Я думаю, в 2021 году цены будут восстанавливаться. И, соответственно, цены понизятся для Турции, потому что у "Газпрома" стандартный контракт с лагом примерно в полгода идет. В марте упала цена на нефть существенно, соответственно, через полгода мы увидим падение на газ", — сказал он.

 

"Азиатский рынок будет восстанавливаться, соответственно, часть СПГ уйдет туда. И этот переизбыток предложений на европейском рынке уменьшится и цена возрастет на СПГ. И предложения российской компании будет конкурентоспособным — по крайней мере, уменьшит падение, которое происходит по закупкам Турции у "Газпрома"", — считает Игорь Юшков.

Источник: Pravda.ru, 20.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики