Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты оценили влияние COVID-19 на угольную отрасль в России

Эксперты оценили влияние COVID-19 на угольную отрасль в России

Угольная отрасль в России, наряду с нефтегазовой, пострадала от ситуации с коронавирусом, однако ее восстановление будет проще, чем нефтяной, говорится в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК), подготовленном для РИА Новости.

Россия занимает пятое место в мире по добыче, и третье – по экспорту угля, отмечает ИРТТЭК.

"Угольная отрасль в России, наряду с нефтегазовой, пострадала от коронакризиса. По данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта в денежном выражении в первом квартале 2020 года упал на 37% – до 2,94 миллиарда долларов. В натуральном выражении снижение оказалось не столь заметным, но все же значительным – 16,6%", — говорится в материале.

В то же время, у угольщиков есть преимущество перед нефтяниками, отмечают эксперты ИРТТЭК. "Чтобы остановить добычу, им в большинстве случаев достаточно заглушить двигатели на карьерной технике. Столь же легко добыча может быть восстановлена. Азия, первой принявшая удар эпидемии, первой же и отменяет карантинные меры, возвращаясь к нормальной жизни. А значит, ей требуется энергия", — отмечается в материале.

Как отмечают эксперты ИРТТЭК, именно экспортная составляющая на сегодняшний момент служит основным драйвером развития отрасли и, несмотря на протесты экологов, уголь остается основным источником энергии в мире. По мнению доцента кафедры мировых сырьевых рынков Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Александра Сарычева, в среднесрочной перспективе для российских компаний критически важно иметь возможность реализации угля в Восточном направлении.

Главным фактором, ограничивающим поставки на Восток, сегодня служит высокая доля затрат на перевозку в конечной цене и недостаточная пропускная способность железнодорожных путей, отметил эксперт ГКЗ Алексей Жура. "Для сохранения конкурентоспособности продукции угольной отрасли на экспортных рынках необходима более активная регуляция железнодорожных тарифов и финансирование проектов по расширению транспортных артерий на Востоке", – считает он.

"Перспективы для продолжения поставок угля и в Европу, и особенно в Азию на ближайшие десятилетия есть, но конкуренция с газом будет жесточайшая. В угольной сфере нет своего ОПЕК или ФСЭГ, чтобы хоть как-то влиять на цены путем координации деятельности поставщиков", — считает эксперт Фонда национальной энергобезопасности Станислав Митрахович. Экспорт угля должен быть скоординирован с развитием транспортной инфраструктуры для достижения эффекта экономического мультипликатора, подчеркивает он. "Но на долгосрочную перспективу уголь будет находится под очень сильным давлением газа и ВИЭ, поэтому сокращение добычи угля в мире и в РФ в частности уже в среднесрочной перспективе очень вероятно", — отметил Митрахович.

По мнению экспертов, использовать конкурентные преимущества в российской угольной промышленности нужно незамедлительно. Кроме строительства железных дорог, это может быть освоение новых месторождений в восточной части России, а также большое значение приобретает качество добываемого угля, отмечают они.

Источник: ПРАЙМ, 21.05.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики