Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба «Северного потока - 2» повисла на волоске: Европа приняла два решения

Судьба «Северного потока - 2» повисла на волоске: Европа приняла два решения

Недостроенный российский газопровод попал в юридические жернова ЕС

Европа приняла два противоречивых решения относительно будущих поставок российского газа в страны Старого Света. С одной стороны, Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) освободило на 20 лет трубопровод «Северный поток - 1» (СП-1) от правил Газовой директивы ЕС. Этот регламент требует доступ к стратегическим энегомаршрутам сторонних поставщиков для создания конкурентного рынка экспорта «голубого топлива». Эксплуатация обеих веток этого газопровода началась восемь лет назад, но европейские законы до последнего момента позволяли заполнять российскую трубу лишь наполовину. Теперь по СП-1 наша страна может поставлять исключительно собственное топливо. Зато судьба другого проекта - «Северный поток - 2» (СП-2), остается неопределенной. Для завершения его строительства осталось проложить всего 160 км труб через Балтийское море. Но, по решению Европейского суда, СП-2 подвергнут нормам Газовой директивы ЕС, поэтому даже после его запуска, судя по всему, еще несколько лет новая труба будет заполняться не более чем на 50%.

Решение немецкого энергетического регулятора BNA относительно СП-1 стало позитивным для России. Но значение данной юридической победы не стоит переоценивать. Во-первых, этот трубопровод эксплуатируется уже много лет. Во-вторых, он был построен задолго до того, как правила Газовой директивы ЕС (это произошло в конце прошлого года) вступили в силу.

По словам эксперта энергетической отрасли, анлитика Игоря Юшкова, вердикт немецкого регулятора, хотя его и не стоит причислять к сенсационным, является серьезным плюсом для «Газпрома». Освобождение трубопровода от нормативов Третьего энергопакета ЕС позволят увеличить поставки по нему до проектных мощностей. Сейчас они едва достигают 28 млрд кубометров в год и примерно поровну поделены между наземными ответвлениями — сухопутными маршрутами NEL и OPAL, оба которых пролегают через Германию. Теперь же поставки «Газпрома» по этим веткам официально могут вырасти до заложенных в проект изначально 55 млрд кубометров.

Вместе с тем, решение Европейского суда об СП-2, вынесенное практически одновременно с заключением BNA, может грозить российскому газовому концерну гораздо большими неприятностями в будущем. СП-2 до сих пор не достроен — осталось проложить менее 10% его морского участка. Но завершить создание нового газотранспортного маршрута в указанные сроки, то есть до конца 2019 года, России не удалось. В связи с этим, вердикт Европейского суда вполне правомерен.

По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, если в случае с СП-1 наша страна имела все основания настаивать на его освобождении из под действия условий Газовой директивы ЕС, то задержка в завершении реализации СП-2, пусть она и не зависела от российской стороны (из-за угрозы американских санкций от участия в проекте отказались швейцарские подрядчики), позволяет наложить на него европейские ограничительные нормы.

Как полагает Юшков, судебные вердикты Старого Света выглядят довольно абсурдными. Новый российский газопровод проектировался под определенную ресурсную базу — Южно-Русское и Бованенковское месторождения, находящиеся на Ямале. Доступ к трубопроводу сторонних производителей будет экономически не оправдан и сопряжен с дополнительными технологическими головоломками.

«Кроме того, европейское законодательство предполагает, что производитель «голубого топлива» не имеет право одновременно являться также и поставщиком сырья на сбытовые рынки. Фактически это означает, что «Газпрому» после завершения проекта СП-2 придется продать контрольный пакет транспортного оператора. Подобные регламент звучит крайне странно: российская компания долго и подробно прорабатывала все нюансы проекта, договаривалась с инвесторами, отстаивала его в различных судебных инстанциях, а теперь ей необходимо в кратчайшие сроки отказаться от своего «детища», и в лучшем случае довольствоваться положением миноритарного партнера», — удивляется аналитик.

Как полагают эксперты, в настоящее время «Газпрому» стоит взять судебную передышку, и, в первую очередь, достроить оставшийся морской участок трубопровода. По последним данным, российский трубоукладчик «Академик Черский» готов к этой миссии. А уже потом, на фоне готовой трубы, российской стороне следует попытаться найти лазейки в европейском законодательстве, чтобы нивелировать собственные финансовые потери и ускорить ввод СП-2 в эксплуатацию.

Достроить газопоровод теоретически можно за пару-тройку месяцев. А вот процесс урегулирования всех проблем с новым экспортным маршрутом, предупреждает Юшков, займет несколько лет и потребует дополнительный юридических разбирательств. Поэтому СП-2, даже после его запуска, который, по заявлениям российской стороны, обещает состояться в конце этого – начале следующего года, еще несколько лет рискует заполняться лишь на половину.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 21.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики