Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Судьба «Северного потока - 2» повисла на волоске: Европа приняла два решения

Судьба «Северного потока - 2» повисла на волоске: Европа приняла два решения

Недостроенный российский газопровод попал в юридические жернова ЕС

Европа приняла два противоречивых решения относительно будущих поставок российского газа в страны Старого Света. С одной стороны, Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) освободило на 20 лет трубопровод «Северный поток - 1» (СП-1) от правил Газовой директивы ЕС. Этот регламент требует доступ к стратегическим энегомаршрутам сторонних поставщиков для создания конкурентного рынка экспорта «голубого топлива». Эксплуатация обеих веток этого газопровода началась восемь лет назад, но европейские законы до последнего момента позволяли заполнять российскую трубу лишь наполовину. Теперь по СП-1 наша страна может поставлять исключительно собственное топливо. Зато судьба другого проекта - «Северный поток - 2» (СП-2), остается неопределенной. Для завершения его строительства осталось проложить всего 160 км труб через Балтийское море. Но, по решению Европейского суда, СП-2 подвергнут нормам Газовой директивы ЕС, поэтому даже после его запуска, судя по всему, еще несколько лет новая труба будет заполняться не более чем на 50%.

Решение немецкого энергетического регулятора BNA относительно СП-1 стало позитивным для России. Но значение данной юридической победы не стоит переоценивать. Во-первых, этот трубопровод эксплуатируется уже много лет. Во-вторых, он был построен задолго до того, как правила Газовой директивы ЕС (это произошло в конце прошлого года) вступили в силу.

По словам эксперта энергетической отрасли, анлитика Игоря Юшкова, вердикт немецкого регулятора, хотя его и не стоит причислять к сенсационным, является серьезным плюсом для «Газпрома». Освобождение трубопровода от нормативов Третьего энергопакета ЕС позволят увеличить поставки по нему до проектных мощностей. Сейчас они едва достигают 28 млрд кубометров в год и примерно поровну поделены между наземными ответвлениями — сухопутными маршрутами NEL и OPAL, оба которых пролегают через Германию. Теперь же поставки «Газпрома» по этим веткам официально могут вырасти до заложенных в проект изначально 55 млрд кубометров.

Вместе с тем, решение Европейского суда об СП-2, вынесенное практически одновременно с заключением BNA, может грозить российскому газовому концерну гораздо большими неприятностями в будущем. СП-2 до сих пор не достроен — осталось проложить менее 10% его морского участка. Но завершить создание нового газотранспортного маршрута в указанные сроки, то есть до конца 2019 года, России не удалось. В связи с этим, вердикт Европейского суда вполне правомерен.

По словам генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, если в случае с СП-1 наша страна имела все основания настаивать на его освобождении из под действия условий Газовой директивы ЕС, то задержка в завершении реализации СП-2, пусть она и не зависела от российской стороны (из-за угрозы американских санкций от участия в проекте отказались швейцарские подрядчики), позволяет наложить на него европейские ограничительные нормы.

Как полагает Юшков, судебные вердикты Старого Света выглядят довольно абсурдными. Новый российский газопровод проектировался под определенную ресурсную базу — Южно-Русское и Бованенковское месторождения, находящиеся на Ямале. Доступ к трубопроводу сторонних производителей будет экономически не оправдан и сопряжен с дополнительными технологическими головоломками.

«Кроме того, европейское законодательство предполагает, что производитель «голубого топлива» не имеет право одновременно являться также и поставщиком сырья на сбытовые рынки. Фактически это означает, что «Газпрому» после завершения проекта СП-2 придется продать контрольный пакет транспортного оператора. Подобные регламент звучит крайне странно: российская компания долго и подробно прорабатывала все нюансы проекта, договаривалась с инвесторами, отстаивала его в различных судебных инстанциях, а теперь ей необходимо в кратчайшие сроки отказаться от своего «детища», и в лучшем случае довольствоваться положением миноритарного партнера», — удивляется аналитик.

Как полагают эксперты, в настоящее время «Газпрому» стоит взять судебную передышку, и, в первую очередь, достроить оставшийся морской участок трубопровода. По последним данным, российский трубоукладчик «Академик Черский» готов к этой миссии. А уже потом, на фоне готовой трубы, российской стороне следует попытаться найти лазейки в европейском законодательстве, чтобы нивелировать собственные финансовые потери и ускорить ввод СП-2 в эксплуатацию.

Достроить газопоровод теоретически можно за пару-тройку месяцев. А вот процесс урегулирования всех проблем с новым экспортным маршрутом, предупреждает Юшков, займет несколько лет и потребует дополнительный юридических разбирательств. Поэтому СП-2, даже после его запуска, который, по заявлениям российской стороны, обещает состояться в конце этого – начале следующего года, еще несколько лет рискует заполняться лишь на половину.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 21.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики