Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Катар соревнуется с «Газпромом»

Катар соревнуется с «Газпромом»

Данные Международного энергетического агентства по экспорту газа за январь, охватывающие поставки в европейские страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), показывают существенное отставание «Газпрома» от двух своих самых опасных конкурентов — Норвегии и Катара. Первая нарастила свой экспорт в январе (в сравнении с 2008 годом) на 31%, Катар же сумел увеличить свой европейский экспорт в целых пять раз. На этом фоне падение поставок «Газпрома» выглядят особенно впечатляюще — снижение поставок в январе 2010 по сравнению с первым месяцем прошлого года составило 5%.

Причина «проседания» «Газпрома» на европейском рынке понятна. В свое время США убедили Катар как главного производителя сжиженного газа в мире (затем подтянулись и прочие страны-производители СПГ) активно строить новые мощности по сжижению газа с прицелом на растущий американский рынок. Сценарии с возможным резким ростом собственной добычи в США не рассматривались как вероятные, поэтому «сланцевая революция» стала весьма неприятным сюрпризом для Катара и прочих поставщиков СПГ (Вашингтон просто предложил им «смириться с моментом»). В судорожном поиске новых покупателей на свой газ производители обратили взоры на Европу, потребители которой, однако, потребовали существенного дисконты цены — поэтому катарский газ и стал переигрывать газ газпромовский.

Однако ситуация вовсе не так уж удручающа для российского поставщика. Ведь в абсолютном объеме катарские поставки не слишком велики. Эта арабская страна нарастила в 2009 году поставки газа в Европу на 114% — но дойдя в абсолютных цифрах всего до 15,9 млрд кубометров. Это относительно небольшой объем, но для сторонников «снижения газовой зависимости ЕС от РФ» в Вашингтоне, Брюсселе и ряде европейских столиц важны именно проценты и «тенденции» — они позволяют оказывать психологическое давление на Россию. Поэтому сейчас основной целью активных разговоров в СМИ о том, что «Катар обгоняет «Газпром» является как раз попытка убедить Москву в том, что существуют реальные возможности для дальнейшего (в течение чуть ли не десятилетий) роста поставок СПГ в Европу по все более дешевым ценам.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики