Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перспективы «народных займов» на развитие энергетики ограничены кризисом в экономике

Перспективы «народных займов» на развитие энергетики ограничены кризисом в экономике

Привлечение инвестиций населения не сможет окупить финансирование газохимического проекта в Усть-Луге. Так ФБА «Экономика сегодня» заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Кризис снизил инвестиционные возможности энергетики

Глава ВЭБ.РФ, бывший заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов предложил в качестве способа финансирования газохимического проекта «Русгаздобычи» в Усть-Луге привлечь деньги населения.

По словам Шувалова, ВЭБ.РФ не будет запрашивать дополнительное финансирование из ФНБ, а намерен искать средства в других источниках. В частности, с помощью фондов коллективных инвестиций. В рамках данной системы сделавшие вклады россияне смогут считать себя акционерами этого проекта в Усть-Луге.

Такой вариант, как полагает Шувалов, обойдется России намного дешевле иностранных инвестиций, поскольку их стоимость на начальном этапе реализации проекта является чрезвычайно высокой.

«Я думаю, что те деньги, которые нужны для реализации газохимического комплекса в Усть-Луге, вряд ли можно собрать с населения России – по крайней мере, в добровольном порядке. Настали нехорошие времена для нашей экономики, из-за чего «Газпром» не может кредитоваться из объемов ФНБ, поскольку все его средства пойдут на покрытие дефицита федерального бюджета вследствие эпидемии COVID-19», - заключает Юшков.

Игорь Валерьевич отмечает, что критичным для российских энергетических проектов стало то обстоятельство, что цены на нефть упали ниже бюджетного правила в 42,4 доллара за баррель. В результате этого федеральный бюджет не формирует новые финансовые запасы и тратит свои резервы на покрытие дефицита.

Если бы это случилось на фоне стандартного падения нефтяных цен, то такой проблемы бы не было. У финансовой и бюджетной систем РФ есть соответствующий запас прочности, но сегодня ситуация значительно хуже.

Коронавирус вместе с падением нефтяных доходов принес с собой остановку российской экономики и увеличил затраты на социальный сектор. Только на здравоохранение во втором квартале было выделено из бюджета в 1,7 раза больше, чем за предыдущий период. Поэтому наша страна начала жить в совершенно иной финансовой реальности.

«Непонятно, какой будет цена на нефть по итогам года. Газ на европейском рынке в течение 2020-2021 годов будет стоить очень дешево, поэтому возникают вопросы, какие деньги получит бюджет. Из-за этого практически все средства ФНБ уйдут на меры поддержки экономики. Только если «Газпром» не может кредитоваться в ФНБ, это не значит, что он сможет набрать деньги у населения», - констатирует Юшков.

Проект «Русгаздобычи» в Усть-Луге требует несколько миллиардов долларов, а это большие деньги, особенно в современной экономической ситуации, когда страна вынуждена задействовать все резервы.

Население не будет вкладывать в это живые деньги

«Люди потеряли доход и работу, поэтому их уровень жизни снизился, и у них просто нет денег для того, чтобы покупать облигации «народного займа». Второй момент в том, что люди воспримут такой финансовый инструмент с опаской. Ведь в общественном мнении «Газпром» ассоциируется с очень богатой компанией, а когда она хочет взять в долг деньги у людей, то возникают вопросы о ее перспективах», - резюмирует Юшков.

По этой причине Юшков сомневается, что эта мера будет пользоваться популярностью в российском обществе. Да и надо понимать, что перед нами экзотический для России финансовый инструмент.

«У нас люди только-только начали доверять обычным дебиторским вкладам, а здесь им предлагают купить новые для них облигации. Поэтому я думаю, что несколько миллиардов долларов так не собрать», - заключает Юшков.

Эксперт считает, что единственным вариантом является финансирование за счет пенсионных денег, поскольку в ВЭБ.РФ находятся пенсионные деньги так называемых молчунов, которые не написали заявления об их передаче в НПФ.

«Вот эти деньги ВЭБ.РФ может потратить на гособлигации «Газпрома», чтобы затем они могли пойти на проект в «Усть-Луге». Данная схема действительно возможна, но это тоже добровольно-принудительный проект. Люди не будут голосовать за такое вложение своих денег, и за них это сделает финансовый регулятор», - констатирует Юшков.

Кризис больно ударил по нефтегазовой отрасли

В целом это ставит вопросы по перспективам нашей нефтегазовой отрасли – сможет ли она сохранить свои проекты развития или они будут отложены на неопределенный срок. Перед нами стратегический вопрос, ведь от эффективности нефтегазовых компаний зависит стабильность всей российской экономики.

«Сроки «отодвинуты вправо». Такую формулировку можно все чаще увидеть, поэтому большинство проектов будет перенесено по срокам. «Новатэк» сделал так с запуском четвертой очереди своего СПГ-проекта на Ямале. Аналогичные решения ждут другие проекты с неочевидной перспективой», - резюмирует Юшков.

Так можно охарактеризовать и проект в Усть-Луге, поскольку изначально он позиционировался как чистый СПГ-проект, а после был превращен в газохимический, причем с участием компании Shell.

«В форме с иностранным участием проект также развалился, а в новом варианте «Газпрома» нет определенности, что мы видим и по этому предложению», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики