Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перспективы «народных займов» на развитие энергетики ограничены кризисом в экономике

Перспективы «народных займов» на развитие энергетики ограничены кризисом в экономике

Привлечение инвестиций населения не сможет окупить финансирование газохимического проекта в Усть-Луге. Так ФБА «Экономика сегодня» заявил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Кризис снизил инвестиционные возможности энергетики

Глава ВЭБ.РФ, бывший заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов предложил в качестве способа финансирования газохимического проекта «Русгаздобычи» в Усть-Луге привлечь деньги населения.

По словам Шувалова, ВЭБ.РФ не будет запрашивать дополнительное финансирование из ФНБ, а намерен искать средства в других источниках. В частности, с помощью фондов коллективных инвестиций. В рамках данной системы сделавшие вклады россияне смогут считать себя акционерами этого проекта в Усть-Луге.

Такой вариант, как полагает Шувалов, обойдется России намного дешевле иностранных инвестиций, поскольку их стоимость на начальном этапе реализации проекта является чрезвычайно высокой.

«Я думаю, что те деньги, которые нужны для реализации газохимического комплекса в Усть-Луге, вряд ли можно собрать с населения России – по крайней мере, в добровольном порядке. Настали нехорошие времена для нашей экономики, из-за чего «Газпром» не может кредитоваться из объемов ФНБ, поскольку все его средства пойдут на покрытие дефицита федерального бюджета вследствие эпидемии COVID-19», - заключает Юшков.

Игорь Валерьевич отмечает, что критичным для российских энергетических проектов стало то обстоятельство, что цены на нефть упали ниже бюджетного правила в 42,4 доллара за баррель. В результате этого федеральный бюджет не формирует новые финансовые запасы и тратит свои резервы на покрытие дефицита.

Если бы это случилось на фоне стандартного падения нефтяных цен, то такой проблемы бы не было. У финансовой и бюджетной систем РФ есть соответствующий запас прочности, но сегодня ситуация значительно хуже.

Коронавирус вместе с падением нефтяных доходов принес с собой остановку российской экономики и увеличил затраты на социальный сектор. Только на здравоохранение во втором квартале было выделено из бюджета в 1,7 раза больше, чем за предыдущий период. Поэтому наша страна начала жить в совершенно иной финансовой реальности.

«Непонятно, какой будет цена на нефть по итогам года. Газ на европейском рынке в течение 2020-2021 годов будет стоить очень дешево, поэтому возникают вопросы, какие деньги получит бюджет. Из-за этого практически все средства ФНБ уйдут на меры поддержки экономики. Только если «Газпром» не может кредитоваться в ФНБ, это не значит, что он сможет набрать деньги у населения», - констатирует Юшков.

Проект «Русгаздобычи» в Усть-Луге требует несколько миллиардов долларов, а это большие деньги, особенно в современной экономической ситуации, когда страна вынуждена задействовать все резервы.

Население не будет вкладывать в это живые деньги

«Люди потеряли доход и работу, поэтому их уровень жизни снизился, и у них просто нет денег для того, чтобы покупать облигации «народного займа». Второй момент в том, что люди воспримут такой финансовый инструмент с опаской. Ведь в общественном мнении «Газпром» ассоциируется с очень богатой компанией, а когда она хочет взять в долг деньги у людей, то возникают вопросы о ее перспективах», - резюмирует Юшков.

По этой причине Юшков сомневается, что эта мера будет пользоваться популярностью в российском обществе. Да и надо понимать, что перед нами экзотический для России финансовый инструмент.

«У нас люди только-только начали доверять обычным дебиторским вкладам, а здесь им предлагают купить новые для них облигации. Поэтому я думаю, что несколько миллиардов долларов так не собрать», - заключает Юшков.

Эксперт считает, что единственным вариантом является финансирование за счет пенсионных денег, поскольку в ВЭБ.РФ находятся пенсионные деньги так называемых молчунов, которые не написали заявления об их передаче в НПФ.

«Вот эти деньги ВЭБ.РФ может потратить на гособлигации «Газпрома», чтобы затем они могли пойти на проект в «Усть-Луге». Данная схема действительно возможна, но это тоже добровольно-принудительный проект. Люди не будут голосовать за такое вложение своих денег, и за них это сделает финансовый регулятор», - констатирует Юшков.

Кризис больно ударил по нефтегазовой отрасли

В целом это ставит вопросы по перспективам нашей нефтегазовой отрасли – сможет ли она сохранить свои проекты развития или они будут отложены на неопределенный срок. Перед нами стратегический вопрос, ведь от эффективности нефтегазовых компаний зависит стабильность всей российской экономики.

«Сроки «отодвинуты вправо». Такую формулировку можно все чаще увидеть, поэтому большинство проектов будет перенесено по срокам. «Новатэк» сделал так с запуском четвертой очереди своего СПГ-проекта на Ямале. Аналогичные решения ждут другие проекты с неочевидной перспективой», - резюмирует Юшков.

Так можно охарактеризовать и проект в Усть-Луге, поскольку изначально он позиционировался как чистый СПГ-проект, а после был превращен в газохимический, причем с участием компании Shell.

«В форме с иностранным участием проект также развалился, а в новом варианте «Газпрома» нет определенности, что мы видим и по этому предложению», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики