Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

Суд Европейского союза (ЕС) решил не рассматривать иск оператора «Северного потока - 2», который пытался добиться отмены действия новой газовой директивы ЕС в отношении проекта. По мнению суда, оператор прямо не затронут действием этой директивы, поскольку может получить специальное исключение от властей Германии. При этом на прошлой неделе Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) отказало российскому проекту в такой возможности. Пока у оператора есть два месяца на обжалование решения Европейского суда, но юристы считают, что шансы на оспаривание малы.

О том, какие дальнейшие варианты развития ожидают один из ведущих газовых проектов России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Президент России Владимир Путин сказал, что «Северный поток - 2» достроят в конце 2020 года или в первом квартале 2021 года. Первый квартал и нужно рассматривать как тот срок, в который Газпром запустит проект. Надо учитывать, что газопровод строится на десятилетия, поэтому конкретный месяц его запуска,с Украиной уже заключен контракт до 2024 года, не так принципиален.

Сроки, когда можно было получить исключение «Северного потока -2» из-под Третьего энергопакета, уже прошли. Из-за их пропуска возник отказ одновременно и властей Германии, и суда ЕС от вывода данного газопроводного проекта из-под норм антимонопольного регулирования. Это формальное следование букве права ЕС, которое, правда, весьма молодое, и в реальности может по-разному трактоваться. Большого опыта правоприменения в этой сфере нет. Есть, правда, практика присвоения «правильным» газопроводам (тем, которые считаются «политически правильными», например, поставляющим газ из Азербайджана), статуса трансевропейской сети, что на практике равнозначно выводу из-под Третьего энергопакета.

Тот факт, что «Северный поток - 2» не удалось вывести из-под антимонопольного регулирования по упрощенной схеме, не означает, что не будут использованы иные механизмы заполнения газопровода на полную или почти полную мощность. Германии газопровод нужен и как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа, который на перспективу все равно будет дешевле СПГ. Его можно будет использовать, в том числе для газохимии и как способ зарабатывания денег на транзите газа далее в Чехию и иные страны Европы. Поэтому с опорой на Германию можно будет найти методы решения проблемы заполнения газопровода.

Вариантов много. Например, создание компании, которая вместо Газпрома управляла бы «Северным потоком - 2» и проводила аукционы на бронирование мощности, в которых участвовал бы сам Газпром. Есть варианты с виртуальным хабом в Балтийском море, с продажей газа покупателям на входе в «Северный поток - 2» (это потребует пересмотра точек сдачи в контрактах, но это возможно). Также момент с либерализацией российского законодательства об экспорте, чтобы газ в «Северный поток - 2» мог подавать не только Газпром.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики