Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

Суд Европейского союза (ЕС) решил не рассматривать иск оператора «Северного потока - 2», который пытался добиться отмены действия новой газовой директивы ЕС в отношении проекта. По мнению суда, оператор прямо не затронут действием этой директивы, поскольку может получить специальное исключение от властей Германии. При этом на прошлой неделе Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) отказало российскому проекту в такой возможности. Пока у оператора есть два месяца на обжалование решения Европейского суда, но юристы считают, что шансы на оспаривание малы.

О том, какие дальнейшие варианты развития ожидают один из ведущих газовых проектов России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Президент России Владимир Путин сказал, что «Северный поток - 2» достроят в конце 2020 года или в первом квартале 2021 года. Первый квартал и нужно рассматривать как тот срок, в который Газпром запустит проект. Надо учитывать, что газопровод строится на десятилетия, поэтому конкретный месяц его запуска,с Украиной уже заключен контракт до 2024 года, не так принципиален.

Сроки, когда можно было получить исключение «Северного потока -2» из-под Третьего энергопакета, уже прошли. Из-за их пропуска возник отказ одновременно и властей Германии, и суда ЕС от вывода данного газопроводного проекта из-под норм антимонопольного регулирования. Это формальное следование букве права ЕС, которое, правда, весьма молодое, и в реальности может по-разному трактоваться. Большого опыта правоприменения в этой сфере нет. Есть, правда, практика присвоения «правильным» газопроводам (тем, которые считаются «политически правильными», например, поставляющим газ из Азербайджана), статуса трансевропейской сети, что на практике равнозначно выводу из-под Третьего энергопакета.

Тот факт, что «Северный поток - 2» не удалось вывести из-под антимонопольного регулирования по упрощенной схеме, не означает, что не будут использованы иные механизмы заполнения газопровода на полную или почти полную мощность. Германии газопровод нужен и как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа, который на перспективу все равно будет дешевле СПГ. Его можно будет использовать, в том числе для газохимии и как способ зарабатывания денег на транзите газа далее в Чехию и иные страны Европы. Поэтому с опорой на Германию можно будет найти методы решения проблемы заполнения газопровода.

Вариантов много. Например, создание компании, которая вместо Газпрома управляла бы «Северным потоком - 2» и проводила аукционы на бронирование мощности, в которых участвовал бы сам Газпром. Есть варианты с виртуальным хабом в Балтийском море, с продажей газа покупателям на входе в «Северный поток - 2» (это потребует пересмотра точек сдачи в контрактах, но это возможно). Также момент с либерализацией российского законодательства об экспорте, чтобы газ в «Северный поток - 2» мог подавать не только Газпром.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики