Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

Суд Европейского союза (ЕС) решил не рассматривать иск оператора «Северного потока - 2», который пытался добиться отмены действия новой газовой директивы ЕС в отношении проекта. По мнению суда, оператор прямо не затронут действием этой директивы, поскольку может получить специальное исключение от властей Германии. При этом на прошлой неделе Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) отказало российскому проекту в такой возможности. Пока у оператора есть два месяца на обжалование решения Европейского суда, но юристы считают, что шансы на оспаривание малы.

О том, какие дальнейшие варианты развития ожидают один из ведущих газовых проектов России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Президент России Владимир Путин сказал, что «Северный поток - 2» достроят в конце 2020 года или в первом квартале 2021 года. Первый квартал и нужно рассматривать как тот срок, в который Газпром запустит проект. Надо учитывать, что газопровод строится на десятилетия, поэтому конкретный месяц его запуска,с Украиной уже заключен контракт до 2024 года, не так принципиален.

Сроки, когда можно было получить исключение «Северного потока -2» из-под Третьего энергопакета, уже прошли. Из-за их пропуска возник отказ одновременно и властей Германии, и суда ЕС от вывода данного газопроводного проекта из-под норм антимонопольного регулирования. Это формальное следование букве права ЕС, которое, правда, весьма молодое, и в реальности может по-разному трактоваться. Большого опыта правоприменения в этой сфере нет. Есть, правда, практика присвоения «правильным» газопроводам (тем, которые считаются «политически правильными», например, поставляющим газ из Азербайджана), статуса трансевропейской сети, что на практике равнозначно выводу из-под Третьего энергопакета.

Тот факт, что «Северный поток - 2» не удалось вывести из-под антимонопольного регулирования по упрощенной схеме, не означает, что не будут использованы иные механизмы заполнения газопровода на полную или почти полную мощность. Германии газопровод нужен и как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа, который на перспективу все равно будет дешевле СПГ. Его можно будет использовать, в том числе для газохимии и как способ зарабатывания денег на транзите газа далее в Чехию и иные страны Европы. Поэтому с опорой на Германию можно будет найти методы решения проблемы заполнения газопровода.

Вариантов много. Например, создание компании, которая вместо Газпрома управляла бы «Северным потоком - 2» и проводила аукционы на бронирование мощности, в которых участвовал бы сам Газпром. Есть варианты с виртуальным хабом в Балтийском море, с продажей газа покупателям на входе в «Северный поток - 2» (это потребует пересмотра точек сдачи в контрактах, но это возможно). Также момент с либерализацией российского законодательства об экспорте, чтобы газ в «Северный поток - 2» мог подавать не только Газпром.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики