Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

С. Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

Суд Европейского союза (ЕС) решил не рассматривать иск оператора «Северного потока - 2», который пытался добиться отмены действия новой газовой директивы ЕС в отношении проекта. По мнению суда, оператор прямо не затронут действием этой директивы, поскольку может получить специальное исключение от властей Германии. При этом на прошлой неделе Федеральное сетевое агентство Германии (BNA) отказало российскому проекту в такой возможности. Пока у оператора есть два месяца на обжалование решения Европейского суда, но юристы считают, что шансы на оспаривание малы.

О том, какие дальнейшие варианты развития ожидают один из ведущих газовых проектов России, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович:

- Президент России Владимир Путин сказал, что «Северный поток - 2» достроят в конце 2020 года или в первом квартале 2021 года. Первый квартал и нужно рассматривать как тот срок, в который Газпром запустит проект. Надо учитывать, что газопровод строится на десятилетия, поэтому конкретный месяц его запуска,с Украиной уже заключен контракт до 2024 года, не так принципиален.

Сроки, когда можно было получить исключение «Северного потока -2» из-под Третьего энергопакета, уже прошли. Из-за их пропуска возник отказ одновременно и властей Германии, и суда ЕС от вывода данного газопроводного проекта из-под норм антимонопольного регулирования. Это формальное следование букве права ЕС, которое, правда, весьма молодое, и в реальности может по-разному трактоваться. Большого опыта правоприменения в этой сфере нет. Есть, правда, практика присвоения «правильным» газопроводам (тем, которые считаются «политически правильными», например, поставляющим газ из Азербайджана), статуса трансевропейской сети, что на практике равнозначно выводу из-под Третьего энергопакета.

Тот факт, что «Северный поток - 2» не удалось вывести из-под антимонопольного регулирования по упрощенной схеме, не означает, что не будут использованы иные механизмы заполнения газопровода на полную или почти полную мощность. Германии газопровод нужен и как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа, который на перспективу все равно будет дешевле СПГ. Его можно будет использовать, в том числе для газохимии и как способ зарабатывания денег на транзите газа далее в Чехию и иные страны Европы. Поэтому с опорой на Германию можно будет найти методы решения проблемы заполнения газопровода.

Вариантов много. Например, создание компании, которая вместо Газпрома управляла бы «Северным потоком - 2» и проводила аукционы на бронирование мощности, в которых участвовал бы сам Газпром. Есть варианты с виртуальным хабом в Балтийском море, с продажей газа покупателям на входе в «Северный поток - 2» (это потребует пересмотра точек сдачи в контрактах, но это возможно). Также момент с либерализацией российского законодательства об экспорте, чтобы газ в «Северный поток - 2» мог подавать не только Газпром.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 25.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики