Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков рассказал, почему Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа

Юшков рассказал, почему Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа

Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа в Европу по газопроводу «Ямал — Европа», так как по-прежнему будет получать мало денег по новой схеме распределения поставок энергоресурса. Об этом Федеральному агентству новостей рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

17 мая истек долгосрочный 25-летний контракт «Газпрома» с Польшей на прокачку газа. Варшава отказалась от его продления. Теперь же поставки осуществляются на основе аукционов, проводимых оператором газотранспортной сети страны — компанией Gaz-System.

Как утверждает аналитик в сфере энергетики Игорь Юшков, отказ продлевать контракт на транзит газа — обоюдное решение «Газпрома» и Варшавы.

 

«Здесь не Польша отказала «Газпрому», а стороны не договорились. Транзит продолжается и Польша по-прежнему будет получать мало денег за него. Для «Газпрома» новая схема удобнее, потому что он может набирать сколько угодно лотов на прокачку, в зависимости от спроса на европейском рынке», — отметил Юшков беседе с ФАН.

 

При этом для Польши нет какой-то особенной выгоды от того, что она отказалась от долгосрочного контракта, говорит эксперт. Предыдущее соглашение Варшава не хотела продлевать на старых условиях, потому что фактически она ничего не получала от транзита.

 

«Страна настаивала на том, чтобы «Газпром» больше платил за транзит. Однако Польша не получала доход от транзита потому, что, когда строился газопровод «Ямал — Европа», польские власти не финансировали его. «Газпром» построил его на свои деньги, поэтому тогда удалось договориться на таких условиях, которые были выгодны для него», — напомнил собеседник ФАН.

 

Эксперт обращает внимание, что «Газпром» был готов подписать новый долгосрочный контракт с повышением цен на транзит. При этом российский концерн настаивал на комплексном соглашении по поводу выплаты Польше той суммы, которую ей назначил Стокгольмский арбитраж.

 

«К концу действия контракта польская государственная компания выиграла разбирательство в Стокгольмском арбитраже, который присудил ей выплату 1,5 млрд долларов от «Газпрома». Если бы было некое соглашение о том, что «Газпром» не будет выплачивать эти деньги Польше, но взамен предложит очень выгодный транзитный договор, то на это российская компания могла бы пойти. Но Польша не захотела, потому что ей была очень важна медийная составляющая выигрыша арбитража у «Газпрома». Польша представляла себя в образе победителя России», — сказал Юшков.

 

В результате того, что к консенсусу сторонам прийти не удалось, «Газпром» и Польша перешли на общеевропейскую систему бронирования мощностей газопровода на прокачку, объясняет аналитик.

 

«Она состоит в том, что проводятся аукционы, где выставляется лот на прокачку. «Газпром» берет столько лотов, сколько ему нужно. Российская компания не очень много платит на таких условиях транзита из-за невысокой конкуренции. Были уже аукционы на третий квартал 2020 года. «Газпром» фактически все мощности забронировал, но при этом ставка транзита осталась низкой. Поэтому Польша ничего от этого не выиграла», — добавил Юшков.

 

Напомним, транзитный договор на прокачку газа через газопровод «Ямал — Европа» был заключен в начале 90-х. Соглашение регулирует поставки российского газа в страны Европы через территорию Польши. Ежегодные объемы поставок составляют около 33 миллиардов кубометров газа в год. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 26.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики