Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Юшков рассказал, почему Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа

Юшков рассказал, почему Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа

Польша ничего не выиграла от остановки транзита российского газа в Европу по газопроводу «Ямал — Европа», так как по-прежнему будет получать мало денег по новой схеме распределения поставок энергоресурса. Об этом Федеральному агентству новостей рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

17 мая истек долгосрочный 25-летний контракт «Газпрома» с Польшей на прокачку газа. Варшава отказалась от его продления. Теперь же поставки осуществляются на основе аукционов, проводимых оператором газотранспортной сети страны — компанией Gaz-System.

Как утверждает аналитик в сфере энергетики Игорь Юшков, отказ продлевать контракт на транзит газа — обоюдное решение «Газпрома» и Варшавы.

 

«Здесь не Польша отказала «Газпрому», а стороны не договорились. Транзит продолжается и Польша по-прежнему будет получать мало денег за него. Для «Газпрома» новая схема удобнее, потому что он может набирать сколько угодно лотов на прокачку, в зависимости от спроса на европейском рынке», — отметил Юшков беседе с ФАН.

 

При этом для Польши нет какой-то особенной выгоды от того, что она отказалась от долгосрочного контракта, говорит эксперт. Предыдущее соглашение Варшава не хотела продлевать на старых условиях, потому что фактически она ничего не получала от транзита.

 

«Страна настаивала на том, чтобы «Газпром» больше платил за транзит. Однако Польша не получала доход от транзита потому, что, когда строился газопровод «Ямал — Европа», польские власти не финансировали его. «Газпром» построил его на свои деньги, поэтому тогда удалось договориться на таких условиях, которые были выгодны для него», — напомнил собеседник ФАН.

 

Эксперт обращает внимание, что «Газпром» был готов подписать новый долгосрочный контракт с повышением цен на транзит. При этом российский концерн настаивал на комплексном соглашении по поводу выплаты Польше той суммы, которую ей назначил Стокгольмский арбитраж.

 

«К концу действия контракта польская государственная компания выиграла разбирательство в Стокгольмском арбитраже, который присудил ей выплату 1,5 млрд долларов от «Газпрома». Если бы было некое соглашение о том, что «Газпром» не будет выплачивать эти деньги Польше, но взамен предложит очень выгодный транзитный договор, то на это российская компания могла бы пойти. Но Польша не захотела, потому что ей была очень важна медийная составляющая выигрыша арбитража у «Газпрома». Польша представляла себя в образе победителя России», — сказал Юшков.

 

В результате того, что к консенсусу сторонам прийти не удалось, «Газпром» и Польша перешли на общеевропейскую систему бронирования мощностей газопровода на прокачку, объясняет аналитик.

 

«Она состоит в том, что проводятся аукционы, где выставляется лот на прокачку. «Газпром» берет столько лотов, сколько ему нужно. Российская компания не очень много платит на таких условиях транзита из-за невысокой конкуренции. Были уже аукционы на третий квартал 2020 года. «Газпром» фактически все мощности забронировал, но при этом ставка транзита осталась низкой. Поэтому Польша ничего от этого не выиграла», — добавил Юшков.

 

Напомним, транзитный договор на прокачку газа через газопровод «Ямал — Европа» был заключен в начале 90-х. Соглашение регулирует поставки российского газа в страны Европы через территорию Польши. Ежегодные объемы поставок составляют около 33 миллиардов кубометров газа в год. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 26.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики