Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На Санкт-Петербургской бирже прекратили торговлю белорусским бензином

На Санкт-Петербургской бирже прекратили торговлю белорусским бензином

На следующий день после публикации постановления правительства о временном запрете импорта моторного топлива в Россию остановились продажи белорусских нефтепродуктов. Для Минска это будет существенной потерей доходов в условиях низкого спроса на моторное топливо из-за карантина в Европе.

По данным торгов Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), продажа белорусского бензина, дизельного топлива и других нефтепродуктов с 26 мая остановилась. Через СПбМТСБ осуществляется продажа топлива из Белоруссии в Россию. Позиции с указанием станций, через которые поставляется топливо из Белоруссии (Завережье-Экспорт, Злынка-Экспорт, «Рудня-Экспорт, Красное-Экспорт), просто исчезли.

При этом 25 мая, в день публикации постановления правительства о временном запрете импорта нефтепродуктов до 1 октября, белорусским бензином еще торговали. Тогда на СПбМТСБ продали 2,9 тыс. тонн на общую сумму более 140 млн рублей с доставкой топлива через транзитные железнодорожные станции Злынка-Экспорт и Завережье-Экспорт. 

В апреле и мае Россия стала премиальным рынком для Белоруссии и возможностью компенсировать потери от снижения продаж в Европе, где упал спрос из-за карантина. Из-за демпферных отчислений российских производителей в бюджет цена бензина в России не изменилась вслед за падением стоимости нефти и торговать импортным топливом стало выгодно. Особенно для Белоруссии, у которой низкие транспортные расходы при доставке топлива в Россию. В агентстве Argus подсчитали, что продажи моторного топлива в Россию приносили белорусским компаниям в апреле на $ 100 за тонну больше, чем, например, поставки в направлении латвийского Вентспилса.

Всего в апреле и мае на СПбМТСБ продали более 80 тыс. тонн белорусского бензина. Это в 400 раз больше, чем за весь прошлый год. «Европейская трейдинговая компания», которая является единственным представителем по реализации нефтепродуктов производства ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ» в России, только в апреле увеличила сумму контрактов в 48 раз — до 3,4 млрд рублей. По объемам продаж российский рынок для Белоруссии догнал украинский и туда отправляли четверть всего производимого бензина.

Для самой России, которая потребляет 35 млн тонн бензина в год, потеря белорусских поставок невелика. Еще в 2017 году российские НПЗ вышли на полное обеспечение страны нефтепродуктами и тогда правительство России сняло обязательство с Минска по поставкам нефтепродуктов, производимых из беспошлинной российской нефти. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков говорил EADaily, что запрет на импорт нефтепродуктов приведет к тому, что цены на них в России не опустятся. «Российские компании в рамках механизма демпфирующей надбавки доплачивают деньги в бюджет, чтобы продавать топливо на внутреннем рынке. А импортный бензин в такую схему не попадает. В итоге бюджет недополучает средства. Кроме того, если импорт будет расти, то компаниям придется сокращать производство топлива на своих заводах, что негативно для показателей как самих компаний, так и общероссийского ВВП», — заметил эксперт.

Источник: EADaily, 27.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики