Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на газ для Беларуси: безрезультатно и в «пятерке», и в «двойке»

Цена на газ для Беларуси: безрезультатно и в «пятерке», и в «двойке»

Минск пытается добиться снижения цены импортируемого российского газа одновременно на двух площадках – Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Союзного государства. Результата пока нет ни на одной, ни на второй площадке, несмотря на то, что цена газа для Беларуси уже в два раза выше, чем на многих европейских хабах, а также выше средней экспортной цены газа «Газпрома» в марте.

Газовый вопрос – ключевой для Минска

В цене газа для Беларуси около 70% – это транзитная составляющая. При этом тарифы на транспортировку газа в России сейчас в три раза ниже, чем при поставке газа в Беларусь. Поэтому если бы Минску удалось настоять на унификации тарифов в ЕАЭС, то цена газа для страны фактически приблизилась бы к цене для российских потребителей. И Минску не надо было бы унижаться и выпрашивать более низкую цену.

Теоретически сбить стоимость транзита можно. Страны ЕАЭС готовятся к 2025 году создать общий рынок газа. Остался один проблемный вопрос – согласовать тарифы на транспортировку газа в Евразийском союзе, которые сейчас регулируются национальным законодательством. Белорусская сторона давно пытается добиться их унификации в ЕАЭС, в результате чего российские тарифы при поставке газа в Беларусь будут соответствовать уровню тарифов, действующих в России. Но Москва упорно стоит на своем.

Камень преткновения евразийской стратегии

Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 апреля на видеоконференции Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) предложил в условиях пандемии оперативно рассмотреть вопрос цены на природный газ. По его словам, при таком резком изменении экономической конъюнктуры «цена должна быть более адаптивной, а механизм расчетов – подъемным для потребителей».

Вслед за этим Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) предложила РФ и Беларуси решить этот вопрос в двустороннем формате. Но эти консультации оказались безрезультатными. Вопрос вынесли для обсуждения на рабочее совещание членов Совета ЕЭК 22 апреля, а когда и оно не дало результатов, – на внеочередное заседание Евразийского межправсовета 23 апреля. Но договориться так и не удалось.

В результате этот вопрос оказался в повестке саммита ЕАЭС 19 мая.

Главным событием виртуального саммита ЕАЭС 19 мая должно было стать принятие стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года. Список документов был внушительный: 13 международных соглашений, 60 нормативных актов, не считая около трех десятков поправок в действующий договор о Союзе.

Однако центральным стал вопрос формирования тарифов на транспортировку газа на рынке ЕАЭС, который для Минска был ключевым.

Неслучайно президент Беларуси Александр Лукашенко, открывая заседание ВЕЭС 19 мая, начал именно с него. «Неурегулированным остается вопрос ценообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке ЕАЭС. С окончательным взаимоприемлемым решением мы не можем определиться уже несколько лет. Притом что актуальность проблемы постоянно возрастает. Сегодня мы должны найти нужный нам всем консенсус», – подчеркнул Лукашенко.

Москва: единый тариф может быть на едином рынке с единым бюджетом

Президент России Владимир Путин отверг такую возможность. И четко обозначил условия, при которых страны евразийской «пятерки» могут рассчитывать на единый тариф на транспортировку газа.

«Что касается предлагаемого нашими армянскими и белорусскими друзьями единого тарифа на услуги по транспортировке и транзиту газа, то мы считаем, что единый тариф может быть реализован лишь на едином рынке с единым бюджетом и единой системой налогообложения», – сказал Путин.

По его словам, «столь глубокий уровень интеграции в ЕАЭС пока еще не достигнут», поэтому «пока цены на газ должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры, учитывать затраты и инвестиции поставщиков, а также обеспечивать обоснованную норму прибыли на вложенный в добычу капитал». «Это, уважаемые коллеги, обычная мировая практика», – констатировал Путин.

И предложил исключить вопрос формирования тарифов на транзит и транспорт газа из проекта стратегии евразийской интеграции, чтобы одобрить ее, а обсуждение подходов к ценообразованию на газ продолжить по линии экспертов ЕАЭС и ЕЭК. Путин отметил, что позицию России поддерживают Казахстан и Кыргызстан, но пока не принимают «армянские и белорусские коллеги».

Солидарные усилия не помогли

Впервые на последнем саммите ЕАЭС премьер-министр Армении и президент Беларуси объединили свои усилия, чтобы добиться от России снижения цен на газ. Никол Пашинян и Александр Лукашенко предложили включить в проект стратегии пункт о «недискриминационном подходе» и едином тарифе на транспортировку и транзит топлива вне зависимости от страны его происхождения.

«Единый рынок энергоресурсов с недискриминационными принципами функционирования должен стать одной из основ нашей интеграции, без него невозможен качественный прогресс в интеграционных процессах, невозможно обеспечить равные условия экономической деятельности для всех участников союза», – подчеркнул Пашинян.

С начала 2020 года цена на российский газ для Армении выросла со 150 долларов до 165 долларов за тыс. куб. м. Ранее Пашинян заявлял, что России при определении цен на газ для Армении следует продемонстрировать «другой подход» в отношении своего стратегического партнера. «Ситуация с ценой на газ беспокоит. Стремление компании «Газпром» превратить компанию «Газпром Армения» в экономически более конкурентную нам понятно. Если газопровод не будет обслуживаться, то через два года появятся проблемы с газоснабжением, и необходимо, чтобы компания имела соответствующий доход», – сказал Пашинян, отвечая на вопросы депутатов в парламенте Армении 6 мая.

Однако, по его мнению, в связи с негативным влиянием коронавируса на экономику российскому газовому концерну следует руководствоваться другим подходом. «В этих условиях всеобщего кризиса и развала рынка энергоносителей, считаем, что компания должна проявить другой подход, и мы попытаемся поговорить с нашими коллегами», – сказал он.

Между тем президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков также заявил о солидарной позиции по этому вопросу (хотя ее Путин почему-то не учел). «Рынок газа ЕАЭС формируется не только из собственного производства, но также включает поставку газа из третьих стран. Считаю, что при разработке проекта международного договора необходимо предусмотреть недискриминационные подходы в установлении тарифов на транспортировку газа вне зависимости от страны происхождения», – подчеркнул Жээнбеков.

Отметим, что «Газпром» в 2014 году купил активы «Кыргызгаза». Сейчас в стране работает 100-процентное дочернее предприятие «Газпрома» – ОсОО «Газпром Кыргызстан».

Теперь одна надежда: на двусторонние переговоры

Солидарные усилия трех партнеров евразийской «пятерки» в стремлении добиться снижения цены на газ в евразийском формате потерпели фиаско. Похоже, что сейчас Москва притормозила экономические аспекты евразийской интеграции в расчете увидеть сначала ее политические результаты.

Однако президенты Беларуси, Кыргызстана и премьер Армении, не добившись результата, не стали обострять ситуацию. Проект стратегии развития евразийской интеграции до 2025 года пришлось одобрить.

Ведь для Беларуси, Армении и Кыргызстана «Газпром» – единственный поставщик газа, альтернативы его поставкам нет ни у одной страны. И теперь лидерам трех стран евразийской «пятерки» ничего другого не остается, как надеяться на двусторонние переговоры по газу и добрую волю Кремля.

Вице-премьер Армении Мгер Григорян 31 марта от имени правительства страны направил письмо председателю правления «Газпрома» с просьбой о начале новых переговоров о снижении цены на природный газ, а также об оплате национальной валютой.

Ранее Григорян также заявлял, что Армения инициировала переговоры с РФ о снижении цен на газ на фоне попыток поднять цены на него, а не из-за падения стоимости энергоносителей на мировых рынках. Так он прокомментировал слова главы МИД России Сергея Лаврова, который упрекнул Ереван в попытке воспользоваться союзническими отношениями для уменьшения контрактной цены российского газа на фоне снижения мировых цен на энергоносители.

Накануне саммита Бишкек вслед за Ереваном и Минском официально обратился к РФ с просьбой снизить стоимость газа, который страна покупает по 150 долларов за тыс. куб. м.

Пресс-служба правительства Киргизии 11 мая сообщала, что власти обратились к России с просьбой снизить цену на природный газ с учетом пандемиии, снижения деловой активности и покупательской способности населения. По информации Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования Кыргызстана, министру энергетики РФ Александру Новаку направлено письмо о рассмотрении возможности снижения отпускной цены на природный газ для Кыргызстана со 150 до 100 долларов за тыс. куб. м и заключения контракта в рублевом эквиваленте (сейчас все взаиморасчеты за поставки газа ведутся в долларах).

Кыргызстан продолжает переговоры с Россией о снижении цены на природный газ, сообщил 21 мая киргизский вице-премьер Эркин Асрандиев. «Мировой экономический кризис, связанный с пандемией COVID-19, оказал значительное влияние на нашу экономику. Снизился курс национальной валюты к доллару США, что привело к приостановлению большей части экономической деятельности. Поэтому мы сейчас активно ведем переговоры с Россией о том, чтобы снизить отпускную цену на природный газ и перейти на расчеты в национальной валюте», – сказал Асрандиев, слова которого приводятся в сообщении киргизского правительства.

Минск надеется снизить цену на газ в рамках «двойки»

Минск также рассчитывает, что на переговорах с «Газпромом» ему удастся снизить цену на газ.

14 мая во время рабочей встречи с премьер-министром Сергеем Румасом Лукашенко задал ему вопрос, что предпринято по снижению цены на газ для Беларуси, обратив внимание, что «Газпром» поставляет в Германию за российский газ дешевле чем в Беларусь. «Вчера я получил информацию, что Россия продает природный газ в Европе в это непростое время до 70 долларов США: 65-68, но никак не 127 долларов, как для Беларуси», – сказал Лукашенко.

Премьер-министр Сергей Румас по итогам доклада Лукашенко 14 мая отметил, что Беларусь имеет большие шансы договориться с Россией о справедливой цене на газ. «У нас есть все основания показать на цифрах, что цена 127 долларов по доходности для «Газпрома» превышает доходность его поставок в страны дальнего зарубежья», – сказал Румас.

По его словам, на май запланированы переговоры по вопросу цены на природный газ с российским «Газпромом», белорусскую сторону будет представлять посол Владимир Семашко.

Между тем май уже истекает, а о дате этих переговоров ничего неизвестно. В то же время министр энергетики РФ Александр Новак 29 апреля заявил в интервью «Интерфаксу», что пересматривать цены поставок газа в Беларусь не предполагается.

«Мы исходим из того, что в начале года достигнуты договорённости по цене на газ для белорусских потребителей до конца 2020 года. И эта цена зафиксирована в соответствующем протоколе между правительством республики Беларусь и «Газпромом», и в контрактах между хозяйствующими субъектами, там тоже пересмотра никакого не предполагается», – заявил Новак.

Справедливости ради, следует сказать, что в начале года предположить возможный пересмотр Минску было действительно сложно, учитывая, что газовый контракт был подписан в середине февраля, когда угроза пандемии и ее последствия не были столь очевидными.

Средняя экспортная цена газа «Газпрома» снизилась до 125 долларов за тыс. куб. м

Между тем под влиянием текущего кризиса котировки на европейских газовых хабах опустились до минимальных значений.

Спотовые котировки газа в Европе 21 мая упали до уровня цены «на скважине» в России – 34 доллара за тыс. куб. м (в России газ стоит столько только в одном регионе страны – в главной газодобывающей провинции Ямало-Ненецком автономном округе). На хабе в австрийском Баумгартене (наиболее приближенном к России газовом узле) цена газа составляла 53 доллара за тыс. куб. м. Некоторые торговцы ожидают, что цены на европейские краткосрочные контракты окажутся отрицательными из-за падения спроса и растущих запасов газа в хранилищах.

В январе — марте 2020 года доходы «Газпрома» от экспорта газа упали на 51,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – до 6,81 млрд, долларов, сообщает ТАСС со ссылкой на ФТС России. Физический экспорт газа за этот период упал на 24,2% – до 46,6 млрд кубометров.

Средняя цена экспорта газа «Газпрома» в марте 2020 года снизилась к февралю 2020 года до 125 за тыс. куб. м (в январе 2020 года средняя цена по экспортному портфелю «Газпрома» была 159 долларов, в феврале – 137 долларов), следует из данных ФТС России. Это уже ниже, чем специальная цена газа для Беларуси – 127 долларов за тыс. куб. м.

По оценкам экспертов, для «Газпрома» уровень нулевой рентабельности продажи газа в Европе находится на уровне 100 доларов за тыс. кубометров: 13 долларов – себестоимость добычи, 14 долларов – НДПИ, 27 долларов – транспорт по России, минимум 20 долларов – транспорт до целевых рынков Европы. Итого – более 70 долларов плюс таможенная пошлина в 30%.

Чего добивается Минск

Ни для кого не секрет, что цены на российский газ для стран ЕАЭС носят нерыночный характер. Для Беларуси цены они были установлены в 2011 году в привязке к себестоимости добычи газа в Ямало-Ненецком автономном округе. С этим согласился Минск, когда продавал свою газотранспортную систему «Газпрому». Однако в последние годы из-за изменившейся не в пользу «Газпрома» ситуации на европейском газовом рынке на практике фактический уровень цены для Беларуси по-прежнему определялся в ходе политических переговоров. В этом году из-за форс-мажора получилось, что Минск впервые вынужден покупать российский газ по цене, которая превышает среднюю экспортную цену российской монополии.

Следует отметить, что в последние годы у «Газпрома» появилось два типа газовых контрактов: в одних больше превалирует привязка к ценам спотовых хабов, то есть рынку краткосрочных контрактов, в других, долгосрочных, – привязка к нефтяным ценам. По данным февральской презентации «Газпрома», 57% его экспортного портфеля уже индексировано по цене хабов.

Вероятно, Минск был бы не против покупать часть объемов по цене европейских хабов. Министр энергетики Владимир Каранкевич в апреле заявил, что белорусская сторона направила «Газпрому» предложения о возможности покупки части российского газа не в рамках долгосрочных контрактов, а на биржевых площадках по конкурентным ценам.

Россия не будет торопиться с пересмотром цен на газ

Можно предположить, что Москва не будет торопиться с пересмотром цены на газ для союзников по евразийской интеграции: уже практически середина года – логичнее подождать конца года.

Тем более что сейчас вопрос по газу вновь обострился из-за форс-мажорных обстоятельств на мировых энергетических рынках, когда цены на нефть и газ резко обвалились. А на фоне восстановления спроса спотовые цены на газ пойдут вверх. То есть как только ситуация со спросом будет нормализована и стоимость энергоносителей начнет расти, Беларусь, Армения и Кыргызстан уже не захотят пересматривать цены на газ.

В частности, Минэнерго РФ полагает, что нефтерынок благодаря снижению добычи в ОПЕК+ и других странах производителях, а также восстановлению спроса сбалансируется в июне-июле 2020 года. Это отметил министр энергетики РФ Александр Новак на заседании рабочей группы Госсовета по энергетике, сообщает «Интерфакс». По словам министра, спрос на нефть в мае начинает улучшаться, и уже на 20% выше показателя апреля, но на 20% меньше прошлогоднего уровня. А вслед за рынком нефти, логично предположит, начнет восстанавливаться и рынок газа.

«Думаю, и «Газпрому», конечно, сейчас не хочется менять цену, так Армения и Беларусь стали для него премиальными рынками, и руководство российское четкий сигнал посылает – давайте объединяться, тогда будут вам скидки», – отметил в комментарии «БЕЛРЫНКУ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Автор: Татьяна Маненок

Источник: Белрынок, 27.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики