Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Вполсилы Сибири". Стратегический проект оказался шит новыми нитками

"Вполсилы Сибири". Стратегический проект оказался шит новыми нитками

Предположительные ошибки при разработке Чаяндинского месторождения – одного из самых важных месторождений "Газпрома" – могут обернуться срывом 30-летнего контракта между Россией и Китаем и потерей более 1,5 трлн руб. Как стало известно сегодня, "Газпрому" может не хватить объемов добычи газа на месторождении, чтобы заполнить газопровод "Сила Сибири", ввод в эксплуатацию которого состоялся в декабре прошлого года.

30-летний контракт между странами на поставку газа "Газпром" и китайская компания China National Petroleum Corporation (CNPC) заключили в 2014 г. В церемонии подписания приняли участие президент России Владимир Путин и лидер КНР Си Цзиньпин. Стоимость поставок газа в Китай не раскрывалась, российская компания настаивает, что это коммерческая тайна. Сумма соглашения составила $400 млрд. Договор между странами предполагает поставку 38 млрд кубометров газа в год.

По данным "Ленты.ру", заместитель руководителя 307 департамента "Газпрома" Андрей Филиппов признал масштабные проблемы на Чаянде в разговоре с инженерами. Издание сообщает, что обновленный план освоения Чаяндинского месторождения противоречит изначально утвержденному "Газпромом" и Роснедрами. Якобы Чаянда уже работает на пределе и не сможет в полном объеме заполнить газопровод "Сила Сибири" в соответствии с изначально утвержденном государством планом.

По словам Филиппова, глава "Газпрома" Алексей Миллер был в курсе существующих проблем. Сообщается, что присутствовал на заседании внутренней комиссии и главный геолог "Газпром добыча Ноябрьск" Дмитрий Изосимов – дело в том, что главные ресурсы именно этого ямальского предприятия в последнее время сконцентрированы на обустройстве Чаяндинского НГКМ.

Однако в пресс-службе "Газпрома" заявили, что "у проекта "Сила Сибири" проблем нет".

Как сообщил Накануне.RU эксперт "Финам" Алексей Калачев, несмотря на то, что пока "Газпром" официально опровергает информацию о наличии проблемы, сам аналитик допускает, что она могла быть. Он полагает, что руководство компании воспользуется сложившейся ситуацией для лоббирования другого своего проекта – "Сила Сибири - 2" – проектируемого газопровода между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Там он может соединиться с китайским газопроводом "Запад-Восток", по которому газ дойдет до Шанхая. Отметим, что предварительная стоимость дополнительной нитки составляет, по различным оценкам, от $4,5-$5 млрд до $10-$13,6 млрд.

"Разведка ["Силы Сибири"] шла параллельно с проектированием газопровода. По ряду причин он может оказаться недозагруженным. Но, в этой ситуации это фактически дополнительный аргумент для того же "Газпрома", чтобы продвинуть проект второго газопровода – "Сила Сибири - 2", который пойдет с западных месторождений и между ними будет перемычка. Таким образом, получится единая сеть, обеспеченная ресурсами, подстрахованная ресурсами Западной Сибири. И, более того, появится инфраструктура, пользуясь которой, можно будет по западному и восточному направлению перебрасывать какие-то объемы газа, сертифицировать поставки и снизить зависимость от европейского спроса", – выразил мнение эксперт.

Заявлялось, что "Сила Сибири - 2" должна стать основой для экспорта 50 млрд кубометров газа ежегодно через Монголию в Китай, при этом сырье с Ямала планируют поставлять также в Европу. Экономическая целесообразность проекта самого по себе выглядит весьма сомнительной. Газ должен будет подаваться в китайскую антропустыню, слабозаселенную и не имеющую достаточного промышленного потенциала, способного "переварить" такие объемы газа. Однако как резервный маршрут на случай перебоев штатного снабжения Китая с помощью поставок СПГ, обе "Силы Сибири" выглядят для Китая вполне хорошим подспорьем.

Эксперт Финансового университета Игорь Юшков отметил, что если будет реализован худший сценарий и "Газпром" не сможет выполнить свои контрактные обязательства, то Китай в этих случаях поступает жестко: "Должны будут выплатить неустойку, либо "Газпрому" предстоит покупать газ с мирового рынка в виде СПГ и направлять его в Китай. Это создаст много проблем и дополнительные издержки. Для Миллера это будет очень сильный аппаратный удар. И это будет шаг к разрушению экспортной монополии "Газпрома".

И действительно, ранее другие участники рынка, независимые производители газа, уже предлагали "Газпрому" наполнить "Силу Сибири" своим газом. Эксперт не исключил, что в случае проблем с исполнением контракта, на уровне президента может быть принято решение, чтобы "Газпром" покупал газ у независимых производителей.

По его словам, уже сама поспешность "Газпрома" интерпретируется как свидетельство проблем "Силы Сибири" по ресурсной базе, потому что раньше "Газпром" никогда не начинал никаких работ по газопроводу до тех пор, пока он газ не продаст. "Здесь же [в случае с "Силой Сибири -2"] присутствует определенное отклонение от этой стратегии – Миллер дал указание начать проектно-изыскательные работы. Поэтому это интерпретируется как попытка решить проблему с исполнением контракта за счет подключения другой ресурсной базы", – отмечает Юшков косвенное подтверждение проблемы "Силы Сибири".

Он отметил и странность в информационном сопровождении: ранее появлялась информация о том, что причина проблем на Чаяндинском месторождении – неправильно пробуренная скважина. В этом случае, отмечает эксперт, проблема решаема – можно просто пробурить другие скважины и добывать газ из них. Да, это тоже дополнительные издержки для "Газпрома", но ресурсная база все же остается.

К слову, недавно телеграм-канал "Газ-Батюшка" отмечал, что анонсирование Миллером стройки "Силы Сибири-2" было своего рода началом операции "Преемник". Якобы таким образом глава холдинга надеется втянуть традиционную клиентеллу мегастроек: Тимченко и Ротенбергов, в процесс мягкой передачи власти в госкорпорации. Текущий контракт Миллера заканчивается в мае 2021. И он пытается вывесить флаг на новую инициативу, которая заинтересует окружение Путина.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики