Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Вполсилы Сибири". Стратегический проект оказался шит новыми нитками

"Вполсилы Сибири". Стратегический проект оказался шит новыми нитками

Предположительные ошибки при разработке Чаяндинского месторождения – одного из самых важных месторождений "Газпрома" – могут обернуться срывом 30-летнего контракта между Россией и Китаем и потерей более 1,5 трлн руб. Как стало известно сегодня, "Газпрому" может не хватить объемов добычи газа на месторождении, чтобы заполнить газопровод "Сила Сибири", ввод в эксплуатацию которого состоялся в декабре прошлого года.

30-летний контракт между странами на поставку газа "Газпром" и китайская компания China National Petroleum Corporation (CNPC) заключили в 2014 г. В церемонии подписания приняли участие президент России Владимир Путин и лидер КНР Си Цзиньпин. Стоимость поставок газа в Китай не раскрывалась, российская компания настаивает, что это коммерческая тайна. Сумма соглашения составила $400 млрд. Договор между странами предполагает поставку 38 млрд кубометров газа в год.

По данным "Ленты.ру", заместитель руководителя 307 департамента "Газпрома" Андрей Филиппов признал масштабные проблемы на Чаянде в разговоре с инженерами. Издание сообщает, что обновленный план освоения Чаяндинского месторождения противоречит изначально утвержденному "Газпромом" и Роснедрами. Якобы Чаянда уже работает на пределе и не сможет в полном объеме заполнить газопровод "Сила Сибири" в соответствии с изначально утвержденном государством планом.

По словам Филиппова, глава "Газпрома" Алексей Миллер был в курсе существующих проблем. Сообщается, что присутствовал на заседании внутренней комиссии и главный геолог "Газпром добыча Ноябрьск" Дмитрий Изосимов – дело в том, что главные ресурсы именно этого ямальского предприятия в последнее время сконцентрированы на обустройстве Чаяндинского НГКМ.

Однако в пресс-службе "Газпрома" заявили, что "у проекта "Сила Сибири" проблем нет".

Как сообщил Накануне.RU эксперт "Финам" Алексей Калачев, несмотря на то, что пока "Газпром" официально опровергает информацию о наличии проблемы, сам аналитик допускает, что она могла быть. Он полагает, что руководство компании воспользуется сложившейся ситуацией для лоббирования другого своего проекта – "Сила Сибири - 2" – проектируемого газопровода между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Там он может соединиться с китайским газопроводом "Запад-Восток", по которому газ дойдет до Шанхая. Отметим, что предварительная стоимость дополнительной нитки составляет, по различным оценкам, от $4,5-$5 млрд до $10-$13,6 млрд.

"Разведка ["Силы Сибири"] шла параллельно с проектированием газопровода. По ряду причин он может оказаться недозагруженным. Но, в этой ситуации это фактически дополнительный аргумент для того же "Газпрома", чтобы продвинуть проект второго газопровода – "Сила Сибири - 2", который пойдет с западных месторождений и между ними будет перемычка. Таким образом, получится единая сеть, обеспеченная ресурсами, подстрахованная ресурсами Западной Сибири. И, более того, появится инфраструктура, пользуясь которой, можно будет по западному и восточному направлению перебрасывать какие-то объемы газа, сертифицировать поставки и снизить зависимость от европейского спроса", – выразил мнение эксперт.

Заявлялось, что "Сила Сибири - 2" должна стать основой для экспорта 50 млрд кубометров газа ежегодно через Монголию в Китай, при этом сырье с Ямала планируют поставлять также в Европу. Экономическая целесообразность проекта самого по себе выглядит весьма сомнительной. Газ должен будет подаваться в китайскую антропустыню, слабозаселенную и не имеющую достаточного промышленного потенциала, способного "переварить" такие объемы газа. Однако как резервный маршрут на случай перебоев штатного снабжения Китая с помощью поставок СПГ, обе "Силы Сибири" выглядят для Китая вполне хорошим подспорьем.

Эксперт Финансового университета Игорь Юшков отметил, что если будет реализован худший сценарий и "Газпром" не сможет выполнить свои контрактные обязательства, то Китай в этих случаях поступает жестко: "Должны будут выплатить неустойку, либо "Газпрому" предстоит покупать газ с мирового рынка в виде СПГ и направлять его в Китай. Это создаст много проблем и дополнительные издержки. Для Миллера это будет очень сильный аппаратный удар. И это будет шаг к разрушению экспортной монополии "Газпрома".

И действительно, ранее другие участники рынка, независимые производители газа, уже предлагали "Газпрому" наполнить "Силу Сибири" своим газом. Эксперт не исключил, что в случае проблем с исполнением контракта, на уровне президента может быть принято решение, чтобы "Газпром" покупал газ у независимых производителей.

По его словам, уже сама поспешность "Газпрома" интерпретируется как свидетельство проблем "Силы Сибири" по ресурсной базе, потому что раньше "Газпром" никогда не начинал никаких работ по газопроводу до тех пор, пока он газ не продаст. "Здесь же [в случае с "Силой Сибири -2"] присутствует определенное отклонение от этой стратегии – Миллер дал указание начать проектно-изыскательные работы. Поэтому это интерпретируется как попытка решить проблему с исполнением контракта за счет подключения другой ресурсной базы", – отмечает Юшков косвенное подтверждение проблемы "Силы Сибири".

Он отметил и странность в информационном сопровождении: ранее появлялась информация о том, что причина проблем на Чаяндинском месторождении – неправильно пробуренная скважина. В этом случае, отмечает эксперт, проблема решаема – можно просто пробурить другие скважины и добывать газ из них. Да, это тоже дополнительные издержки для "Газпрома", но ресурсная база все же остается.

К слову, недавно телеграм-канал "Газ-Батюшка" отмечал, что анонсирование Миллером стройки "Силы Сибири-2" было своего рода началом операции "Преемник". Якобы таким образом глава холдинга надеется втянуть традиционную клиентеллу мегастроек: Тимченко и Ротенбергов, в процесс мягкой передачи власти в госкорпорации. Текущий контракт Миллера заканчивается в мае 2021. И он пытается вывесить флаг на новую инициативу, которая заинтересует окружение Путина.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики