Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спад зависимости от конъюнктуры мировых энергорынков укрепит экономические позиции СНГ

Спад зависимости от конъюнктуры мировых энергорынков укрепит экономические позиции СНГ

Снижение влияния конъюнктуры энергетических рынков потребует проработки отдельных механизмов для каждой из стран СНГ, рассказали в беседе с ФБА "Экономика сегодня" эксперты энергоотрасли.

Премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин в ходе заседания совета глав правительств Содружества Независимых Государств заявил, что странам СНГ необходимо сокращать зависимость от конъюнктуры энергетических рынков. В условиях резкого снижения цен на рынках энергоресурсов, подчеркнул российский премьер, “особую актуальность приобретает укрепление взаимодействия между странами в торгово-экономической сфере”, которое позволит быстрее преодолеть негативные экономические последствия коронавируса.

“В настоящее время и в будущем очень актуально уходить от конъюнктуры мировых энергетических рынков, однако реалии могут отложить реализацию такого ухода на практике. Это связано с тем, что не у всех стран существуют финансовые подушки безопасности и накопленные резервы.

Как известно, при колебаниях цен на нефть в первую очередь выигрывают потребители, но не поставщики, поэтому важно учитывать баланс интересов, искать его и приходить к каким-то моделям, которые бы смягчали такие конъюнктурные шоки, какие мы наблюдали в связи с переменами по сделке ОПЕК+. То есть сначала с ее развалом, а после возрождением на фоне эпидемии коронавируса”, - комментирует в разговоре с ФБА “Экономика сегодня” руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Рынок энергоресурсов, подчеркивает эксперт, является одной из чувствительных тем для стран СНГ, каждая из которых проявляет различную зависимость. Одна может быть зависима в качестве поставщика, другая - в качестве потребителя. Провести какую-то единую линию весьма сложно.

“Также важно отметить, что энергетическая унификация в виде установления единых цен на газ или условий поставок относится к тем вопросам, которые сразу решить нельзя. Об этом свидетельствует пример формирования общего газового рынка внутри ЕАЭС”, - добавил эксперт.

Отметим, что на тему формирования общего газового рынка внутри Евразийского экономического союза ранее рассуждал премьер-министр Армении Никол Пашинян, который в ходе транслировавшейся онлайн пресс-конференции назвал этот вопрос единственной нерешенной проблемой интеграционного объединения.

“Сокращение зависимости СНГ от конъюнктуры энергетических рынков можно отнести к более широкой проблеме, энергетический вопрос в которой является одним из самых чувствительных и сложных для поиска консенсуса.

Поэтому заявление премьер-министра можно назвать стратегическим ориентиром, имеющим очень высокую актуальность. Но говорить о какой-то конкретике пока нельзя - методы ухода от зависимости станут новыми раундами для каждой страны, так как в нынешних условиях конъюнктура мировых энергетических рынков сильно изменилась”, - резюмировал эксперт.

Укрепление экономических позиций стран СНГ

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в рамках своего выступления отмечал также, что все важные на сегодняшний день задачи по этому направлению отражены в проекте стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, которая направлена на укрепление экономических позиций стран-участниц, повышение конкурентоспособности товаров, развитие секторов промышленности и сферы услуг.

Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев в беседе с ФБА “Экономика сегодня” подчеркнул, что степень зависимости каждой страны СНГ действительно достигает разной величины.

“Высокая зависимость касается, очевидно, Казахстана, Азербайджана и Белоруссии. Однако у всех перечисленных государств уже существует собственная стратегия снижения зависимости от конъюнктуры мировых энергетических рынков.

Например, Белоруссия действует с опорой на АЭС-энергетику, в Казахстане рассматривалось много стратегических документов на эту тему, а в Азербайджане также обсуждалось данное направление. Но для этих стран нефтегазовая отрасль имеет большее значение, чем ранее для Российской Федерации, и практически является основой их экономики”, - рассуждает собеседник агентства.

Напомним, что Россия переживала о состоянии мирового рынка энергоресурсов после резкого его обвала в марте 2020 года и выступила за пересмотр условий сделки ОПЕК+, в результате чего организация стран – экспортеров нефти, а также другие нефтедобывающие страны, в том числе и Российская Федерация, в апреле 2020 года заключили соглашение о снижении добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки в мае-июне 2020 года. Мексика, которая некоторое время тормозила сделку, также приняла тогда решение снизить добычу на 100 000 баррелей в сутки.

“Страны СНГ, в особенности Белоруссия, зависят от экспорта нефтепродуктов и нефтепереработки, которые приносят поступления в их бюджет. Поэтому будет сложно заменить источники дохода на другие. В связи с чем можно сказать о том, что направление по уходу от конъюнктуры мировых энергетических рынков необходимо четко прорабатывать и снижать влияние стоимости цен на нефть на финансовую систему и кредитно-денежную политику, параллельно развивая другие отрасли всех стран СНГ”, - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 29.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики