Напомним, «Северный поток-2» —предполагает строительство двух ниток газопровода. Их общая мощность составит 55 млрд куб. м в год. Газопровод тянется от российского побережья через Балтийское море до Германии. Оператор строительства — компания Nord Stream 2 AG, которую учредил «Газпром».
В декабре 2019 года строительство затормозилось из-за санкций, которые ввели США. Они включали блокировку американских активов, запрет на операции с теми, кто вошел в санкционный список, а также запрет на въезд в США. Практически сразу о своем выходе заявила швейцарская компания Allseas, которая вывела свои судна из зоны строительства, из-за чего работа была приостановлена.
Германия раскритиковала введение санкций и назвала это вмешательством США во внутренние дела страны. В начале мая правительство ФРГ заявило о своей поддержке проекта строительства СП-2 и надежде на то, что он будет реализован до конца.
Но буквально на днях посол США в ФРГ Ричард Гренелл заявил, что в Вашингтоне обсуждаются новые санкции в отношении СП-2, причем их одобряют и республиканцы, и демократы. Он также рассказал о наблюдении за российскими суднами-трубоукладчиками «Академик Черский» и «Фортуна», которые планируют достроить газопровод. В США уверены, что смогут если не предотвратить достройку трубопровода, то хотя бы помешать вводу его в эксплуатацию. Руководство «Газпрома» прогнозировало завершить проект к концу 2020 года. Правда, эти обещания звучали еще до пандемии коронавируса.
Какими именно могут быть новые американские санкции, неизвестно. Скорее всего, будут введены ограничения против фирм, которые будут обслуживать трубопровод. Возможно также, что США примут санкции против покупателей российского газа. В ответ на это оператор СП-2 — компания Nord Stream 2 AG – сделал заявление, что угроза санкциями является незаконной дискриминацией.
Каково же будущее ждет российский газопровод СП-2 в свете ярых международных политических разногласий по его поводу? Этот вопрос мы адресовали экспертам энергетического рынка.
Михаил КРУТИХИН, партнер компании RusEnergy:
«Перспектива завершения строительства оставшихся участков СП-2 весьма туманна по многим причинам. Прежде всего, технологические возможности трубоукладчика «Академик Черский», совершившего почти трехмесячный морской вояж от дальневосточной Находки до Балтийского моря, можно подвергнуть сомнению. В принципе, он считается единственным отечественным судном, способным достроить подводный участок СП-2, но реальных подтверждений его модернизации не существует. Но главная угроза — это новые санкционные меры, которые может предъявить нашей стране Вашингтон. После начала работы «Академика Черского» над последним участком СП-2, это судно может подвергнуться аресту. Более того, у владельца трубоукладчика, которым в итоге является российский газовый концерн, могут арестовать не только банковские счета, то и иные активы — то есть, остальные морские борта, барражирующие по всему миру. Не только российские компании, причастные к строительству СП-2, но и их сотрудники не смогут получить визы, а также лишаться возможности привлекать кредиты в американских финансовых организациях».
Игорь ЮШКОВ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности: