Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Украине не стоит ждать новых контрактов на транзит газа

Почему Украине не стоит ждать новых контрактов на транзит газа

Киеву не стоит ожидать продления транзитного договора после его окончания. Украинская ГТС больше не внушает доверия ни России, ни Европе.

Украине не следует рассчитывать на продление транзитного договора с РФ после его окончания, полагает киевский эксперт по энергетике Дмитрий Марунич.

Когда будут завершены "Северный поток–2" и вторая нить "Турецкого потока", уверен он, транзит через украинскую территорию будет сведен к минимуму уже в ближайшие годы.

Как выразился Марунич, последний повод для оптимизма – утвержденный в конце 2019 года транзитный контракт с "Газпромом", действующий до конца 2024 года. По нему Киев может поставлять около 40 млрд кубометров газа в год.

"Это единственный позитивный момент для Украины. Никаких других, к сожалению, нет. "Газпром" поставит крест на украинской ГТС, если объемы поставок в Европу будут стабильны либо упадут", – сказал Марунич "Экономике Сегодня".

Эксперт уверен – "Северный поток–2" будет завершен. В нем заинтересованы европейские страны, что подтверждается их значительными вложениями в строительство трубопровода. Кроме того, в пользу "Северного потока-2" говорит и то, что новый трубопровод более экологичен, а также не потребует дополнительных вложений за прокачку топлива.

"У "Северного потока–2" даже нет ставки транзита – там есть амортизационные отчисления участникам проекта. И у конкурентов "Потоков" стоимость транзита априори выше. Экология хуже – это тоже правда, за счет использования большого количества компрессорных станций, сжигающих газ и выбрасывающих CO2. Для Европы это далеко не последний аргумент", – заключил Марунич.

Ранее в комментарии Baltnews ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал, что "Северный поток–2" в обеспечит энергетическую безопасность Европы:

"Ни для никого не секрет, что "Северный поток–2 заменяет украинскую ГТС. Другой вопрос, что это делается не для того, чтобы навредить Украине. Это не политический проект, "Северный поток–2" оптимизирует поставку газа в Европу. Украинская труба очень старая, ей около 40 лет. Кроме того, Украина сама по себе страна нестабильная – постоянные государственные перевороты, куча националистов в политике", – отметил Юшков.

"Мы помним, как один из лидеров националистического движения призывал взрывать газокомпрессорные станции. Более того, на Украине – по сути с одобрения руководства страны – были взорваны линии электропередачи (ЛЭП) в Крыму, прекратилась подача электроэнергии на полуостров. То есть это были не официальные санкции, не было отказа от продажи электроэнергии, ведь тогда существовал контракт между Украиной и Россией о том, что они поставляют в Крым электричество. И тут какие-то люди пришли и взорвали ЛЭП, а потом не подпускали бригады, чтобы они их восстановили", – добавил он.

Поэтому, подчеркивает эксперт, Германия прекрасно осознает, что Украина как страна-транзитер создает дополнительные риски.

Источник: Baltnews.lv, 30.05.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики