Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Украина и Россия вновь пытаются договориться по газу

Украина и Россия вновь пытаются договориться по газу

21 апреля в Харькове президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович должны объявить о возможной коррекции газового контракта между "Газпромом" и "Нафтогазом" от января 2009 года. Стороны не торопятся комментировать ситуацию в подробностях на уровне ответственных спикеров, что порождает многочисленные слухи, обсуждаемые российской и украинской прессой. Якобы Украина готова пойти на уступки России как в сфере "чистой" газовой проблематики (речь идет о доступе к конечным потребителям "Незалежной"), так и в сфере прочих сторон экономической жизни (машиностроение, ядерная энергетика), а также в сфере "чистой" политики.

Впрочем, действительно масштабные уступки в сфере политики как раз маловероятны (скажем, передача Крыма России или придание русскому языку статуса второго государственного на Украине), а "мелочовка" интересует Россию сейчас существенно меньше. Следовательно, более вероятны уступки Украины в пользу "Газпрома" именно в самой газовой сфере.

Впрочем, нет никакой уверенности в том, что очередной договор будет "на многие года", о чем наверняка не преминут в очередной раз заявить политики как в Киеве, так и в Москве. Пока принципиально понятно лишь следующее: России на самом деле необходимо протянуть оставшиеся 7-10 лет до начала полноценной работы "обходных" проектов Nord Stream и South Stream, общая пропускная способность которых (55 плюс 63 млрд кубометров газа в год) вполне будет сравнима с объемами российского газа, прокачиваемого на экспорт в Европу через украинскую ГТС в период экономического кризиса и относительно невысокого спроса на "голубое топливо". Ситуацию и для поставщика (России), и для транзитера (Украина) ухудшает и развитие сланцевых и СПГ-проектов в мире, даже если реальные успехи этих проектов и их "стратегическое" значение существенно преувеличены заинтересованными компаниями, государствами и экспертами. Но в любом случае объективное снижение заинтересованности как ЕС, так и РФ в украинской ГТС неизбежно. А раз так, то любые нынешние соглашения Медведева с Януковичем приходится де-факто считать ориентированными на сугубо краткосрочную перспективу.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики