Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на нефть вернулась к докризисным значениям. Почему стоимость топлива снова может упасть?

Цена на нефть вернулась к докризисным значениям. Почему стоимость топлива снова может упасть?

Впервые после мартовского краха мировые цены на нефть частично вернулись на прежние позиции. Brent поднялась до 40 долларов за баррель, WTI и Urals — примерно до 36-37 долларов. 4 июня члены ОПЕК+ могут продлить соглашение об ограничении добычи топлива. Но цены могут отскочить назад из-за отношений США и Китая.

В мае нефтяные цены частично вернули себе утраченные после мартовского и апрельского падения позиции. Так, августовские фьючерсы Brent поднимались выше отметки 40 долларов за баррель, июльские контракты WTI достигали 37,53 доллара, а Urals — до 36,70 доллара за баррель. Следом за этим рубль тоже укрепился. Впервые почти за два месяца на торгах Московской биржи доллар опускался до отметки 69,89 рубля, евро — 77,86 рубля.

В последний раз Brent торговалась в районе 40 долларов 6 марта, перед известием о срыве сделки ОПЕК+ об ограничении нефтедобычи. Рынки рухнули, а топливные цены не просто падали, но и уходили в отрицательные значения. В апреле государства-участники достигли соглашения, ситуация начала стабилизироваться.

Текущее укрепление цен произошло на фоне новостей о возможном продлении сделки ОПЕК+, сокращении нефтедобычи на 9,7 миллиона баррелей в сутки до конца месяца и вероятном переносе виртуальной встречи членов организации с 10 на 4 июня.

Вопрос параметров

Нет сомнений в том, что соглашение ОПЕК+ будет сохранено, уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Речь идет не о потенциальном срыве сделки, а о том, в каких параметрах оно будет действовать в ближайшие месяцы. Рассчитывающие на рост топливных цен государства выступают за продление максимальных ограничений нефтедобычи в июле и августе. Другие ратуют за планируемое ранее ослабление квот.

«Я думаю, Россия будет настаивать на выполнении первоначальных соглашений, когда с июля мы имеем возможность немного нарастить производство. А Саудовская Аравия может настаивать на сохранении нынешних квот, чтобы быстрее восстановить цены. Но думаю, стороны все-таки придут к соглашению действовать по первоначальному плану», — добавил Юшков.

В условиях, когда мир постепенно выходит из карантина, такие радикальные меры, считает эксперт, уже не нужны. В противном случае цены продолжат расти, чем не преминут воспользоваться США, увеличив добычу. При 30 долларах за баррель их нефтепроекты нерентабельны, а при 40 и выше — наоборот.

Срыв сделки не комфортен никому, в том числе саудитам. После мартовского обвала это государство быстро перестало предоставлять скидки покупателям, втрое подняло НДС, заработало немало экономических проблем и даже уменьшило объемы добычи больше, чем предписывало соглашение. Поэтому второго такого краха, убежден Юшков, не будет. 

«Нелогично сначала договариваться о таком существенном сокращении добычи, его исполнять, а потом взять и все разорвать. Пока это никому не выгодно, даже США. Им-то как раз высокие цены нужны. Если падает добыча, появляются безработные. В преддверии выборов это никому не нужно», — пояснил эксперт.

Цены и бюджет

По мнению Юшкова, текущие нефтяные цены несколько «задраны» на позитивных новостях, в том числе об ослаблении карантина в Европе, выходе уровня потребления товаров, кроме авиакеросина, на докризисный уровень в Китае и так далее. Плюс потребители под завязку залили хранилища дешевой весенней нефтью. Пока она не закончится, рассчитывать, что текущая стоимость топлива будет окончательной, не стоит.

Откаты с 40 до 30 долларов могут произойти и из-за развития отношений между США и Поднебесной. При разрыве заключенного в 2019 году соглашения торговля в глобальном масштабе уменьшится, а производство и энергозатраты сократятся.

40–45 долларов за баррель достаточно адекватная цена для сложившейся в мире ситуации, уверен первый зампред комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. Она устраивает всех участников рынка, в том числе Россию, бюджет которой сверстан при стоимости барреля 42 доллара.

«Думаю, в среднем по году в районе 40 долларов цена будет. С учетом падения и того, что в начале года стоимость была выше. Скорее всего, в этой вилке 40–42 доллара среднегодовая цена и будет», — сказал парламентарий.

При сохранении этой стоимости, не исключил Ананских, курс может укрепиться на отметке ниже 70, а может, и в районе 65 рублей за доллар. Кроме того, если топливные цены снова не рухнут, то отчислений нефтяников хватит на все расходы бюджета и средства Фонда национального благосостояния трогать не придется.

Авторы: Андрей Фишер, Анна Старицкая, Екатерина Андронова

Источник: Телеканал 360°, 03.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики