Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Битва за "Северный поток-2" приобретает новый поворот

Битва за "Северный поток-2" приобретает новый поворот

Расширение санкций против "Северного потока-2" не помешает завершению проекта, как надеются американцы: максимум оно может сдвинуть сроки его реализации. Нападкам США активно противодействует Европа, заинтересованная в российском газе, поэтому пути обхода наверняка найдутся, считают опрошенные "Прайм" эксперты.

Как сообщило в среду агентство Bloomberg, сенаторы США планируют расширить санкции против проекта "Северный поток-2". Новые меры могут коснуться страховых компаний, которые предоставляют услуги андеррайтинга, страхования и перестрахования для судов, работающих на трубопроводе.

Судьба проекта в последнее время складывается совсем непросто. Американские власти активно протестуют против этого трубопровода, поскольку желают поставлять в ЕС свой сжиженный природный газ. В декабре США ввели санкции против проекта, потребовав от компаний, ведущих прокладку, немедленно прекратить строительство. Швейцарская Allseas практически сразу заявила о приостановке прокладки газопровода. В начале мая в немецкий порт Мукран — логистическую базу газопровода – прибыло судно "Академик Черский", которое может достроить "Северный поток-2". Его владельцем стал фонд из Самары, которому никакие американские санкции не страшны.

Против "Северного потока-2" выступают Украина и ряд европейских стран. Они опасаются за свои транзитные маршруты, а также не хотят чрезмерной зависимости от российского газа. Так, польский регулятор на этой неделе сообщил, что возбудил дело против "Газпрома" за непредоставление информации в рамках расследования по "Северному потоку-2". Штраф может составить до 50 миллионов долларов.

НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Эксперты, опрошенные "Прайм", напоминают, что пока санкции находятся в процессе согласования, финальный текст может отличаться от проекта, с которым ознакомились журналисты. Поэтому пока они лишь высказывают предположения, как отразятся на проекте упомянутые агентством ограничения.

"Де-факто они лишь конкретизируют санкции, введенные в 2019 году, которые и так бы затруднили страхование судов. Те, кто начал бы строить "Северный поток-2" – например, тот же "Академик Черский" – все равно испытали бы сложности с заключением контрактов с западными компаниями. Это касается и страховых контрактов: пришлось бы искать страховщика в России или в Китае", — сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Поэтому нынешние предложения, если их примут в такой форме как мы видим в СМИ, являются по сути конкретизирующими для ограничений, которые уже есть. Никаких принципиальных изменений они не внесут. Новыми могли бы стать санкции против компаний-покупателей газа "Северного потока-2", но о них в публикации ничего не сказано.

"Из того, о чем говорилось в прессе, самым неприятным могут быть санкции, которые будут ограничивать возможности судов, участвующих в строительстве, использовать портовую инфраструктуру. Это может создать логистические сложности и привести к тому, что сроки реализации будут вновь сдвинуты", — говорит старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрий Маринченко.

"Вводимые США санкции зачастую касаются, прежде всего, ограничений на доступ к технологиям. И сейчас опять же речь идёт, среди прочего, о введении ограничений на деятельность по прокладке труб и на модернизацию судов", — указала эксперт Института комплексных стратегических исследований Наталья Чуркина.

Дальнейшие перспективы проекта будут во многом зависеть от способности России к импортозамещению данных технологий, считает она.

ТРУБОПРОВОД БУДЕТ ДОСТРОЕН

Белый дом в лице сенатора Теда Круза – одного из авторов предлагаемого законопроекта — прямо заявляет, что российский трубопровод представляет "критическую угрозу национальной безопасности Америки и не должен быть завершен".

Однако эксперты полагают, что "Северный поток-2" все равно будет достроен – в крайнем случае, сдвинутся сроки. По словам Юшкова, американцы не могут ничего не делать в ситуации, когда трубопровод строится, поэтому данными заявлениями они прощупывают почву. Это происходит на фоне того, что европейская сторона активно лоббирует свои интересы: недавно канцлер ФРГ Ангела Меркель общалась с президентом США Дональдом Трампом, и, судя по всему, разговор был достаточно жестким.

"Она настаивала, чтобы новых ограничений не вводилось. И так все, что можно, уже сделано: Россия заключила с Украиной достаточно жесткий контракт на транзит газа с условием "качай или плати", Германия строит терминал по приему СПГ из США. Хотя бы теоретическую возможность воспользоваться "Северным потоком-2" иметь европейцам нужно", — рассуждает Юшков.

По его оценке, в этом году трубопровод все-таки будет достроен, а запуск состоится в первом квартале 2021 года. Сейчас ни России, ни Европе он особо не нужен – у нас действует жесткое условие по украинскому транзиту, а у них существенно упала потребность в газе на фоне коронавирусных ограничений. А вот в следующем году транзитные обязательства "Газпрома" перед Украиной снизятся с 65 до 40 млрд кубов, а спрос на газ в Европе вырастет. Тогда появится возможность рассредоточить поставки, в том числе, за счет "Северного потока-2".

Сдвиг сроков реализации – если он случится — будет неприятным событием скорее с имиджевой стороны, считает Маринченко. "Газпром" имеет возможность полностью удовлетворять потребности европейских потребителей в российском газе, используя существующую инфраструктуру, заключил он.​

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 04.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики