Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россиян газифицируют через МФЦ

Россиян газифицируют через МФЦ

За чей счет жителей страны планируют подключать к газовой трубе

Владимир Путин поручил правительству продумать, как бесплатно подключить россиян к газу. Искать средства для этого кабинету министров придется совместно с «Газпромом». Из текста поручения Путина следует, что полная газификация страны закончится в течение десяти лет, а подключиться к трубе граждане смогут, например, через МФЦ. На первый взгляд, предложение президента звучит сенсационно. Но что об этом думают специалисты? И кто в итоге заплатит за подключение россиян к газовой трубе? Подробности — у Владислава Викторова. 

В начале марта спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко упрекнула руководителя одной из структур «Газпрома» за низкие темпы газификации. Она отметила, что нынешняя система, при которой компания строит в регионе межпоселковые газопроводы, а до жилых участков трубу должны доводить уже местные власти, не работает. Зачастую у регионов нет на это денег, в итоге вести трубу до домов жителям приходится самостоятельно. “Ъ FM” неоднократно рассказывал о том, что для людей это оборачивается колоссальными расходами. Например, руководитель одного из СНТ в Новой Москве говорит, что подключение их поселка обойдется в несколько десятков миллионов рублей:

«Ближайшая труба “Мосгаза”, от которой можно подключиться, — примерно в 2,5 км от нас, и нужно тянуть за свой счет стальную магистральную трубу, при этом мы должны пройти частные территории — это безумие. Нам посчитали: 15 млн будет стоить закольцовка по самому товариществу, даже без частных подключений. А если мы потащим магистраль, я даже не хочу считать, сколько там сотен миллионов нам будет стоить».

В апреле глава Минэнерго Александр Новак предложил решить проблему так называемой последней мили, полностью переложив строительство всей газораспределительной сети на «Газпром», без участия регионов. Однако по оценкам министра, придется где-то найти на это дополнительно 200 млрд руб. в год, вместо нынешних 60. И теперь Владимир Путин поручил уже к концу года придумать, откуда их взять. А выбор не так уж и велик, отмечает заведующий отделом бизнеса газеты “Ъ” Юрий Барсуков:

«Возникает только два субъекта, которые могут такие деньги потратить, это либо федеральный бюджет, либо сам “Газпром”. Последний не хотел бы в этом участвовать, потому что это по большому счету благотворительность. Есть ли такие деньги в федеральном бюджете и желание Минфина такие деньги выделить? В нынешней ситуации Минфин, конечно, будет сопротивляться. Это новая статья расходов, причем никаких доходов от этого получить нельзя, а также очень сложно понять масштаб будущих работ».

В целом было бы логично сделать ответственной за газификацию только одну компанию. Во многом этот процесс, который идет с 2005 года, затягивается именно из-за нынешней схемы, при которой доводить трубу до домов должны региональные власти. Но если в итоге «Газпром» обяжут оплачивать всей стране подключение, быстрее дело не пойдет, продолжает Юрий Барсуков:

«Если это возложить на “Газпром”, не дав ему никаких компенсаций, он будет саботировать этот процесс и уклоняться.

Коренная проблема газификации в том, что в подавляющем большинстве случаев газификация путем прокладки трубы экономически невыгодна.

Надо находить какие-то другие способы газификации, например, автономная газификация, и, понятное дело, что она должна стоить дороже».

Впрочем, если Минфин и «Газпром» не решатся газифицировать страну за свой счет, то пойти можно и другим путем, например, повысив цены на газ для крупных предприятий. Но в условиях, когда на внешних рынках его цена ниже, чем внутри страны, это было бы странным решением, говорят эксперты.

В итоге предложение Владимира Путина на практике может оказаться простым популизмом, отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Этот вопрос тянется уже в течение десятилетий, каждое из этих решений может быть по-своему очень болезненно, поэтому ответа, кто будет платить, нет. А Путин предложил разобраться, вот сейчас мы и увидим: “Газпром” предложит свое видение, Министерство энергетики — свое, и будут опять обсуждать еще лет пять. Это слишком болезненная тема, поэтому пока это абстракция. Все за то, чтобы подключать было легче, но когда говорится: “А кто будет платить?” — все как-то замолкают. Вот и разбираемся уже годами, будем еще годами, наверное, разбираться».

И тут возникает еще один вопрос: а есть ли смысл в газификации? С учетом стоимости подключения и регулирования цен на газ и для населения, и для бизнеса, похоже, в этом только одни минусы. Так что компаниям, видимо, проще продавать топливо оптом крупным предприятиям или за рубеж, а людям — закупаться электрическими обогревателями.

Согласно поручению президента, комиссия должна представить доклад с вариантами решения проблемы газификации до 1 января 2021 года. Ответственным за это назначен глава «Роснефти» Игорь Сечин.

Автор: Владислав Викторов

Источник: Коммерсантъ FM, 05.06.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики