Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Смена дилера: Беларусь пересаживается с российской нефтяной иглы на американскую

Смена дилера: Беларусь пересаживается с российской нефтяной иглы на американскую

Первый танкер с нефтью из США прибывает в литовскую Клайпеду до конца пятницы. Нефть предназначается для Беларуси.

После прибытия в порт Клайпеды нефть по железной дороге будет доставлена на НПЗ в Новополоцке (Витебская область).

Таким образом, Минск реализует свои планы соскочить с российской нефтяной “иглы” – конкретно, с трубопровода “Дружба”. Беларусь в мае уже снизила импорт нефти из России до 1,13 млн тонн (с 1,56 млн тонн в апреле).

Пока Россия поставляет в Белоруссию нефть, не облагая ее экспортной пошлиной. Это дает возможность Минску продавать часть объемов за рубеж, собирая пошлину уже в свой бюджет. Но к 2024 году экспортную пошлину в России планируют обнулить.

В результате Белоруссия не сможет получать нефть со скидкой и перепродавать ее по мировой цене и из-за этого потеряет около 10,5 миллиарда долларов в год.

Нефть в шоколаде

Попытки наладить поставки в Беларусь американской нефти очень рискованны, и Белнефтехиму надо очень тщательно продумывать условия контракта, чтобы не остаться на бобах, говорит экономический эксперт Антон Шабанов.

Это в большей степени не экономическое, а политическое решение. Потому что с учетом доставки американская нефть будет при прочих равных всегда дороже, чем любые поставки с пространства Евразии,– сказал он СНЕГ.TV.

Белорусы сейчас обкатывают технологию и экономику “экстракорпоральных” поставок нефти, заказав пробную партию и у саудовцев в апреле.

Но Саудовская Аравия дала “Белнефтехиму” хорошую скидку, и не факт, что “презентационные” условия останутся столь же шоколадными в случае регулярных поставок.

Если Минску удастся согласовать аналогичные условия с США, то поставки американской нефти будут экономически вполне обоснованными. Вопрос как раз в том, смогут ли белорусы себе такие условия выторговать у американцев, включая привлекательные для Минска неустойки, если американские нефтяники через какое-то время сочтут эти условия невыгодными для себя,– подчеркивает Шабанов.

Вероятность же того, что американцы могут через какое-то время передумать продавать нефть в Беларусь, достаточно высока, учитывая высокую и непредсказуемую волатильность цен на сырье.

Сейчас США могут заключить контракт на заведомо не самых привлекательных для себя условиях исключительно для того, чтобы отключить Беларусь от российской нефти. Но когда клиент прочно “сядет на иглу”, американцы легко могут потребовать пересмотра условий поставок.

Это политика и еще раз политика. Потому что и с точки зрения цены, и с точки зрения инфраструктуры, российская нефть может идти в Беларусь как шла, здесь ничего не надо придумывать нового, городить какие-то огороды,– говорит эксперт.

Бумажное золото

Может оказаться так, что Белнефтехим намерен покупать нефть, которая будет американской только по бумагам, а физически ее добыча будет производиться гораздо ближе к потребителю, полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В нефтяной торговле распространена практика “свопов”, когда разные нефтедобывающие компании обмениваются партиями нефти, чтобы минимизировать логистические издержки. То есть на танкерах в каком-то пункте просто “меняют флаги”, а физически нефть никуда из них не перекачивается,– объяснил он СНЕГ.TV.

В теории, это может привести к анекдотической ситуации, когда американская (по бумагам) нефть будет поступать в Беларусь через тот же нефтепровод “Дружба” и физически она будет извлечена где-нибудь в российском Новом Уренгое.

Именно такой фокус “Белнефтехим” провел в январе, когда по бумагам им была закуплена партия нефти у французской Total, но физически ни один танкер к “берегам Беларуси” не пришел.

Total тогда поменялась нефтью с российской компанией: получила танкер российской нефти и продала его белорусам. Физически Минск получил все ту же российскую нефть, которую он мог бы без всяких сложных схем получить напрямую через “Дружбу”, даже намного дешевле – но тогда это не выглядело бы как столь желанная диверсификация,– говорит Юшков.

Несколько лет назад Беларусь пыталась покупать нефть в Венесуэле, но поставки тогда ограничились одним танкером. Но первая поставка стала и последней, потому что экономического смысла этот выпад тоже не имел никакого.

С 1 января 2020 года у Белоруссии нет соглашения с российскими компаниями на поставку нефти по трубопроводу «Дружба» из-за спора вокруг размера премии к беспошлинной цене нефти.

Автор: Ингвар Аржан

Источник: СНЕГ.TV, 06.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики