Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый конфликт России и Белоруссии достиг критической отметки

Газовый конфликт России и Белоруссии достиг критической отметки

Минск настаивает на пересмотре договора о поставках

В нескончаемом «газовом пинг-понге» между Минском и Москвой - новый острый поворот. Минэнерго Белоруссии направило российской стороне письмо, предложив пересмотреть два момента - условия поставок природного газа на 2020 год и методику ценообразования на 2021-й. Но, судя по всему, партнеры и на сей раз не договорятся, поскольку разногласия просто чудовищны. В конце мая в «Газпроме» предупредили, что готовы начать переговоры с Минском только после погашения им долга за газ в размере $165,57 млн. Белоруссия, разумеется, такого долга не признает. 

Ранее президент Александр Лукашенко заявил, что хочет добиться «справедливой цены» на российский газ, поскольку оптовая цена за тысячу кубометров в Европе (в частности, Германии) упала до $80. Тогда как по контракту с РФ Минск должен платить $127. Справедливой ценой, с учетом логистики, глава республики считает $40-45 за тысячу кубометров. После того, как в ответ «Газпром» обнародовал свои претензии по белорусским долгам, Минэнерго Белоруссии начал утверждать, что разногласия с Москвой по продлению договора о закупках газа носят не принципиальный, а технический характер. Так, они касаются «вопроса калорийности» - то есть, «удельной теплоты сгорания» сырья. Но из таких вот нюансов и мелочей, которые в прежние годы даже не рассматривались, сегодня складывается огромный клубок межгосударственных противоречий и нестыковок в чувствительной энергетической сфере.

Весь этот сериал уже порядком затянулся, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По словам собеседника «МК», Минск постоянно меняет тактику и претензии к «Газпрому», чтобы добиться нужного для себя результата. Одно время он требовал скидки, указывая на низкие цены в Европе, но этот лобовой прием не сработал. Затем Белоруссия решила действовать более тонко, предложив понизить стоимость транспортировки газа: в формуле ценообразования это крупнейшая составляющая, там указан конкретный тариф, причем в долларах. Но президент РФ Владимир Путин отверг идею на последней встрече в рамках ЕАЭС. А недавно белорусские чиновники засомневались в том, что поставляемый в республику российский природный газ имеет ту же калорийность, что и прежде. В принципе, если этот параметр понижается, то автоматически понижается и цена, в соответствие с контрактом.

Ни о каком компромиссе, ни о какой договоренности между Минском и Москвой по газовому вопросу сегодня не может быть и речи, полагает Юшков. Напрашивается только одно цивилизованное решение – обращаться в арбитраж. В межправительственном соглашении, которое было подписано вместе с контрактом на поставку газа для Белоруссии, такая опция значится. Однако белорусская сторона почему-то этого не делает. Минск пытается создать проблему искусственно, чтобы не исполнять текущую сделку и добиться пересмотра ее параметров. Но у Москвы довольно жесткая позиция. На снижение цены мы могли бы пойти лишь в одном случае – если, скажем, в первом полугодии 2020 года подписать стандартный европейский договор на поставку газу с привязкой к спотовым хабам в ЕС. В этом случае Белоруссия получала бы газ по существенно более низкой цене, чем $127 за тысячу кубов. Но $40 – нереально.

В конце прошлого года Минск пытался добиться пересмотра цены на другой закупаемый у России энергоресурс - нефть, а в марте мировые котировки обвалились. Причем нефть Белоруссия использует для переработки и последующей перепродажи нефтепродуктов, а газ – исключительно для внутреннего пользования, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Нынешние действия соседней республики понятны с точки зрения экономической логики: покупать товар всегда хочется подешевле, а продавать – дороже. Но это совершенно не соответствует той задаче, которую ставят перед собой государства-члены ЕАЭС – создание единого экономического пространства и, в частности, единого энергетического рынка – с одинаковыми для всех тарифами на нефть и газ. Вопрос стоимости природного газа неотрывен от всего комплекса взаимодействия стран в рамках ЕАЭС. Минск настаивает на переходе на российскую систему ценообразования и финансовых преференциях для себя, но при этом держится особняком.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 06.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики