Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый конфликт России и Белоруссии достиг критической отметки

Газовый конфликт России и Белоруссии достиг критической отметки

Минск настаивает на пересмотре договора о поставках

В нескончаемом «газовом пинг-понге» между Минском и Москвой - новый острый поворот. Минэнерго Белоруссии направило российской стороне письмо, предложив пересмотреть два момента - условия поставок природного газа на 2020 год и методику ценообразования на 2021-й. Но, судя по всему, партнеры и на сей раз не договорятся, поскольку разногласия просто чудовищны. В конце мая в «Газпроме» предупредили, что готовы начать переговоры с Минском только после погашения им долга за газ в размере $165,57 млн. Белоруссия, разумеется, такого долга не признает. 

Ранее президент Александр Лукашенко заявил, что хочет добиться «справедливой цены» на российский газ, поскольку оптовая цена за тысячу кубометров в Европе (в частности, Германии) упала до $80. Тогда как по контракту с РФ Минск должен платить $127. Справедливой ценой, с учетом логистики, глава республики считает $40-45 за тысячу кубометров. После того, как в ответ «Газпром» обнародовал свои претензии по белорусским долгам, Минэнерго Белоруссии начал утверждать, что разногласия с Москвой по продлению договора о закупках газа носят не принципиальный, а технический характер. Так, они касаются «вопроса калорийности» - то есть, «удельной теплоты сгорания» сырья. Но из таких вот нюансов и мелочей, которые в прежние годы даже не рассматривались, сегодня складывается огромный клубок межгосударственных противоречий и нестыковок в чувствительной энергетической сфере.

Весь этот сериал уже порядком затянулся, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. По словам собеседника «МК», Минск постоянно меняет тактику и претензии к «Газпрому», чтобы добиться нужного для себя результата. Одно время он требовал скидки, указывая на низкие цены в Европе, но этот лобовой прием не сработал. Затем Белоруссия решила действовать более тонко, предложив понизить стоимость транспортировки газа: в формуле ценообразования это крупнейшая составляющая, там указан конкретный тариф, причем в долларах. Но президент РФ Владимир Путин отверг идею на последней встрече в рамках ЕАЭС. А недавно белорусские чиновники засомневались в том, что поставляемый в республику российский природный газ имеет ту же калорийность, что и прежде. В принципе, если этот параметр понижается, то автоматически понижается и цена, в соответствие с контрактом.

Ни о каком компромиссе, ни о какой договоренности между Минском и Москвой по газовому вопросу сегодня не может быть и речи, полагает Юшков. Напрашивается только одно цивилизованное решение – обращаться в арбитраж. В межправительственном соглашении, которое было подписано вместе с контрактом на поставку газа для Белоруссии, такая опция значится. Однако белорусская сторона почему-то этого не делает. Минск пытается создать проблему искусственно, чтобы не исполнять текущую сделку и добиться пересмотра ее параметров. Но у Москвы довольно жесткая позиция. На снижение цены мы могли бы пойти лишь в одном случае – если, скажем, в первом полугодии 2020 года подписать стандартный европейский договор на поставку газу с привязкой к спотовым хабам в ЕС. В этом случае Белоруссия получала бы газ по существенно более низкой цене, чем $127 за тысячу кубов. Но $40 – нереально.

В конце прошлого года Минск пытался добиться пересмотра цены на другой закупаемый у России энергоресурс - нефть, а в марте мировые котировки обвалились. Причем нефть Белоруссия использует для переработки и последующей перепродажи нефтепродуктов, а газ – исключительно для внутреннего пользования, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Нынешние действия соседней республики понятны с точки зрения экономической логики: покупать товар всегда хочется подешевле, а продавать – дороже. Но это совершенно не соответствует той задаче, которую ставят перед собой государства-члены ЕАЭС – создание единого экономического пространства и, в частности, единого энергетического рынка – с одинаковыми для всех тарифами на нефть и газ. Вопрос стоимости природного газа неотрывен от всего комплекса взаимодействия стран в рамках ЕАЭС. Минск настаивает на переходе на российскую систему ценообразования и финансовых преференциях для себя, но при этом держится особняком.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 06.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики