Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сделка вентиля

Сделка вентиля

Мировой рынок газа ждет регулятора

С января 2020 года цены на природный газ упали до минимальных значений, которые последний раз были в начале века. На рынке трубопроводного и сжиженного природного газа наблюдается избыток, а добыча его не регулируется никакими международными соглашениями. Но идея создания таких инструментов есть.

"Если признаются успешными действия ОПЕК+ на нефтяном рынке, консолидирующую антикризисную роль в газовой сфере мог бы сыграть Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ)", - заявил замминистра энергетики Анатолий Яновский на конференции "Управление рисками в энергетике-2020".

Как пояснил "РГ" генеральный секретарь ФСЭГ Юрий Сентюрин, возможности создания механизмов обеспечения стабильности на газовых рынках являются предметом обстоятельного обсуждения на регулярных заседаниях Исполнительного комитета и министерских встречах ФСЭГ. Ближайшая встреча состоится в ноябре этого года под председательством Алжира.

Сейчас газовая коалиция объединяет 20 стран - ведущих производителей природного газа, которые контролируют 72 процента его доказанных запасов, 46 проц. производства, 55 проц. трубопроводного экспорта и 61 проц. поставок СПГ. И это вполне сравнимо с возможностями Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК), которая контролирует две трети запасов нефти, половину экспорта и около 35 процентов ее добычи.

Но у ФСЭГ нет таких широких полномочий, как у ОПЕК, а сейчас ситуация на рынке как раз требует такого рода действий. Глобальный газовый рынок только формируется, в нынешнем составе ФСЭГ не включает многих игроков (Австралия, США, Туркменистан), поэтому для создания действенного механизма уже сейчас есть необходимость в формате ФСЭГ+, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Если смотреть в будущее, то создание "газового ОПЕК+" может быть одной из важнейших задач для мирового энергетического рынка. Как отметил Юрий Сентюрин, прогноз ФСЭГ до 2050 года показывает, что спрос на природный газ будет расти в долгосрочной перспективе. К 2050 году его доля в мировом энергобалансе вырастет с 23% до 27%, а общий объем производства при этом составит почти 6 триллионов кубических метров.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 07.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики