Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома

Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома

Землю и акваторию газовой монополии Минтранс предложил включить в границы порта Высоцк - под самый крупный на Северо-Западе комплекс по производству СПГ. Газпром молчит, но, возможно, мы станем ближе к Арктике.

Как рассказали 47news в правительстве Ленобласти 11 июня, подготовлены документы на расширение границ территории порта Высоцк с учётом земельных участков, находящихся в аренде у Газпрома, а также участка акватории под инфраструктуру. Ранее об этих планах сообщало агентство экономической информации "Прайм" со ссылкой на Министерство транспорта. "Окончательный проект соответствующего правительственного постановления пока не приходил", - осторожно сообщили чиновники. Погружаться в подробности не стали, сославшись на неразговорчивость инвестора - мол, спросите сами, если сможете.

47news спросил. Запросы инвестору проекта – петербургскому ООО "Газпром инвест" и исполнителю – московскому ООО "Газпром СПГ Портовая" - остались без ответов.

Будущая новая территория порта Высоцк охватывает почти весь полуостров Конек в бухте Дальняя в Финском заливе, рядом с которым располагается газпромовская КС "Портовая".

Чрезмерная скромность прячет деловую революцию. В порту Высоцк должен появиться самый крупный на Северо-Западе и четвертый в России комплекс по производству сжиженного природного газа и его морской перевалке. Это тот самый СПГ, которым несколько лет назад расцвел Ямал, и с которого вошел в моду Северный морской путь.

Сжиженный природный газ - обычный природный газ (в основном он состоит из метана), который благодаря специальной технологии охлаждения до -160 градусов переходит в жидкое состояние. Это очень удобно для его транспортировки и хранения - 1 килограмм СПГ соответствует примерно 1400 кубометрам природного газа в естественном состоянии. В России газа много, и он дешевый, так что экспорт СПГ обречен на успех.

Страна этим продуктом гордится и развивает его производство довольно шустро. В 2019 году российский экспорт СПГ вырос на 76% - 29 млн тонн, что в денежном выражении составляет почти 8 млрд долларов.

Впрочем, "страна" - громко сказано. Заметных живых проектов пока три: "Ямал СПГ", принадлежащий "Новатэку" Леонида Михельсона, "Сахалин-2" всё того же "Газпром инвеста" и "Криогаз Высоцк", чей контрольный пакет тоже у "Новатэка". Последний располагается в нашем порту Высоцк, но такой ручеёк на фоне арктического стрима почти незаметен - переваливает пока около 0,45 млн тонн в год. К тому же, календарный год жизни еще не наступил - "Криогаз" заработал лишь в середине 2019-го. Есть еще несколько мелких установок, но они даже не попадают в статистику.

"Криогаз Высоцк" обещает раскрутиться почти до 2 млн тонн в год, но когда-нибудь потом. Это мало, но не стыдно: после "Ямала СПГ" (18 млн тонн в год) и "Сахалина-2" (11 млн тонн в год) он третий и пока единственный.

Сайт ООО "Газпром СПГ Портовая" пишет про 1,5 млн тонн и шутит про сроки: "Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства". Хотя увеличение территории Высоцкого порта позволяет думать, будто дело близится к развязке, и это переворот. Через Балтику пойдет на экспорт почти 10% всего российского СПГ - круче только Арктика.

Но сомнения есть: про газпромовский проект в газетах невозможно читать без слёз.

Декабрь 2018-го. Тогдашний член правления "Газпрома" Сергей Прозоров упрекает руководство "Газпром инвеста" - не могут израсходовать выделенные на строительство терминала миллиарды, не могут настолько, что даже проверки не помогают. Зависшими называются 27 млрд.

Декабрь 2019-го. Портал PortNews публикует обзор со специфическим заголовком "Фантомы российской инфраструктуры-2019", где приводит слова начальника управления "Газпрома" Кирилла Неуймина: "Мы очень надеемся, что проект запустится в самое ближайшее время - в 2020 году". И констатирует: "Ранее "Газпром" планировал запуск этого проекта в конце 2019 года".

Май 2020-го. Агентство экономической информации "Прайм" сообщает об инициативе Минтранса по включению в границы порта Высоцк территории будущего СПГ-комплекса и утешает: "Комплекс СПГ на данный момент находится в завершающей фазе строительства".

Без указания даты. ООО "Газпром СПГ Портовая" называет себя на корпоративном сайте скромно: "реализующая стратегию развития отечественной индустрии сжиженного природного газа". И о сроках: "Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства".

Ещё бодрит фраза: "Продукция предприятия будет направлена для резервного газоснабжения Калининградской области…". В последний раз такое обещали при пуске пафосного СПГ-проекта в Калининграде - плавучей регазификационной установки "Маршал Василевский". Всем показалось, будто на неё будут привозить морем СПГ, а она вернет газ в обычное состояние и отправит в Калининград. Это было в январе 2019 года, а несколько месяцев спустя "Маршал Василевский" уже возил газ из Америки в Африку.

Интересно, как проявит себя публично проект после приписки к порту Высоцк.

Получить хоть какие-то пояснения ни у "реализующего стратегию", ни у "Газпром инвеста" не удалось. Опубликованный на сайте телефон долго ласкает слух обещанием соединить с оператором.

У эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова отношение к проекту (при условии, что он будет все-таки реализован), скорее, позитивное:

- Мы видим, как работает в том же порту Высоцк СПГ-терминал "Криогаза" - они грузят сжиженный газ на автоцистерны и небольшие танкеры, которые отправляются на рынки балтийского региона, в частности, в литовскую Клайпеду. Это небольшие пока объемы, но нельзя забывать, что морские суда отказываются от мазутов и скоро многие будут ходить на СПГ-топливе. Вот тут-то и потребуется бункеровка, на рынок которой в Балтийском море очевидно претендуют и новатэковский "Криогаз", и "Газпром". Вопрос: будут ли иностранные крупнотоннажные суда заходить для заправки в порт Высоцк? С экономикой тут так себе - газ из Ямала по трубе доставляется на берег Финского залива и тут сжижается. Дороговато, с одной стороны, но с другой, в России нет экспортных пошлин на СПГ. В общем, посмотрим, что получится, но перспективы есть".

Справка:

Границы территории и акватории портов устанавливаются правительством РФ. В этих границах действует правовой режим безопасности судоходства, пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля и режима, а также международные правила морской безопасности и торгового мореплавания.

При строительстве нового морского терминала его надо включить в границы порта. Координаты территории и акватории строящегося объекта добавляются к ранее установленным границам распоряжением правительства РФ. Это называется расширением границ порта. Координаты нового терминала определяются разработчиками проекта и согласуются с Минтрансом, который готовит проект соответствующего распоряжения правительства.

Граница порта может быть не целым участком, а состоять из отдельно стоящих терминалов на разном удалении друг от друга. Акватория всегда в госсобственности, зато территории терминалов могут быть как в собственности государства, так и частных компаний, или арендованными.

Автор: Лев Годованник

Источник: 47news, 15.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики