Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома

Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома

Землю и акваторию газовой монополии Минтранс предложил включить в границы порта Высоцк - под самый крупный на Северо-Западе комплекс по производству СПГ. Газпром молчит, но, возможно, мы станем ближе к Арктике.

Как рассказали 47news в правительстве Ленобласти 11 июня, подготовлены документы на расширение границ территории порта Высоцк с учётом земельных участков, находящихся в аренде у Газпрома, а также участка акватории под инфраструктуру. Ранее об этих планах сообщало агентство экономической информации "Прайм" со ссылкой на Министерство транспорта. "Окончательный проект соответствующего правительственного постановления пока не приходил", - осторожно сообщили чиновники. Погружаться в подробности не стали, сославшись на неразговорчивость инвестора - мол, спросите сами, если сможете.

47news спросил. Запросы инвестору проекта – петербургскому ООО "Газпром инвест" и исполнителю – московскому ООО "Газпром СПГ Портовая" - остались без ответов.

Будущая новая территория порта Высоцк охватывает почти весь полуостров Конек в бухте Дальняя в Финском заливе, рядом с которым располагается газпромовская КС "Портовая".

Чрезмерная скромность прячет деловую революцию. В порту Высоцк должен появиться самый крупный на Северо-Западе и четвертый в России комплекс по производству сжиженного природного газа и его морской перевалке. Это тот самый СПГ, которым несколько лет назад расцвел Ямал, и с которого вошел в моду Северный морской путь.

Сжиженный природный газ - обычный природный газ (в основном он состоит из метана), который благодаря специальной технологии охлаждения до -160 градусов переходит в жидкое состояние. Это очень удобно для его транспортировки и хранения - 1 килограмм СПГ соответствует примерно 1400 кубометрам природного газа в естественном состоянии. В России газа много, и он дешевый, так что экспорт СПГ обречен на успех.

Страна этим продуктом гордится и развивает его производство довольно шустро. В 2019 году российский экспорт СПГ вырос на 76% - 29 млн тонн, что в денежном выражении составляет почти 8 млрд долларов.

Впрочем, "страна" - громко сказано. Заметных живых проектов пока три: "Ямал СПГ", принадлежащий "Новатэку" Леонида Михельсона, "Сахалин-2" всё того же "Газпром инвеста" и "Криогаз Высоцк", чей контрольный пакет тоже у "Новатэка". Последний располагается в нашем порту Высоцк, но такой ручеёк на фоне арктического стрима почти незаметен - переваливает пока около 0,45 млн тонн в год. К тому же, календарный год жизни еще не наступил - "Криогаз" заработал лишь в середине 2019-го. Есть еще несколько мелких установок, но они даже не попадают в статистику.

"Криогаз Высоцк" обещает раскрутиться почти до 2 млн тонн в год, но когда-нибудь потом. Это мало, но не стыдно: после "Ямала СПГ" (18 млн тонн в год) и "Сахалина-2" (11 млн тонн в год) он третий и пока единственный.

Сайт ООО "Газпром СПГ Портовая" пишет про 1,5 млн тонн и шутит про сроки: "Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства". Хотя увеличение территории Высоцкого порта позволяет думать, будто дело близится к развязке, и это переворот. Через Балтику пойдет на экспорт почти 10% всего российского СПГ - круче только Арктика.

Но сомнения есть: про газпромовский проект в газетах невозможно читать без слёз.

Декабрь 2018-го. Тогдашний член правления "Газпрома" Сергей Прозоров упрекает руководство "Газпром инвеста" - не могут израсходовать выделенные на строительство терминала миллиарды, не могут настолько, что даже проверки не помогают. Зависшими называются 27 млрд.

Декабрь 2019-го. Портал PortNews публикует обзор со специфическим заголовком "Фантомы российской инфраструктуры-2019", где приводит слова начальника управления "Газпрома" Кирилла Неуймина: "Мы очень надеемся, что проект запустится в самое ближайшее время - в 2020 году". И констатирует: "Ранее "Газпром" планировал запуск этого проекта в конце 2019 года".

Май 2020-го. Агентство экономической информации "Прайм" сообщает об инициативе Минтранса по включению в границы порта Высоцк территории будущего СПГ-комплекса и утешает: "Комплекс СПГ на данный момент находится в завершающей фазе строительства".

Без указания даты. ООО "Газпром СПГ Портовая" называет себя на корпоративном сайте скромно: "реализующая стратегию развития отечественной индустрии сжиженного природного газа". И о сроках: "Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства".

Ещё бодрит фраза: "Продукция предприятия будет направлена для резервного газоснабжения Калининградской области…". В последний раз такое обещали при пуске пафосного СПГ-проекта в Калининграде - плавучей регазификационной установки "Маршал Василевский". Всем показалось, будто на неё будут привозить морем СПГ, а она вернет газ в обычное состояние и отправит в Калининград. Это было в январе 2019 года, а несколько месяцев спустя "Маршал Василевский" уже возил газ из Америки в Африку.

Интересно, как проявит себя публично проект после приписки к порту Высоцк.

Получить хоть какие-то пояснения ни у "реализующего стратегию", ни у "Газпром инвеста" не удалось. Опубликованный на сайте телефон долго ласкает слух обещанием соединить с оператором.

У эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова отношение к проекту (при условии, что он будет все-таки реализован), скорее, позитивное:

- Мы видим, как работает в том же порту Высоцк СПГ-терминал "Криогаза" - они грузят сжиженный газ на автоцистерны и небольшие танкеры, которые отправляются на рынки балтийского региона, в частности, в литовскую Клайпеду. Это небольшие пока объемы, но нельзя забывать, что морские суда отказываются от мазутов и скоро многие будут ходить на СПГ-топливе. Вот тут-то и потребуется бункеровка, на рынок которой в Балтийском море очевидно претендуют и новатэковский "Криогаз", и "Газпром". Вопрос: будут ли иностранные крупнотоннажные суда заходить для заправки в порт Высоцк? С экономикой тут так себе - газ из Ямала по трубе доставляется на берег Финского залива и тут сжижается. Дороговато, с одной стороны, но с другой, в России нет экспортных пошлин на СПГ. В общем, посмотрим, что получится, но перспективы есть".

Справка:

Границы территории и акватории портов устанавливаются правительством РФ. В этих границах действует правовой режим безопасности судоходства, пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля и режима, а также международные правила морской безопасности и торгового мореплавания.

При строительстве нового морского терминала его надо включить в границы порта. Координаты территории и акватории строящегося объекта добавляются к ранее установленным границам распоряжением правительства РФ. Это называется расширением границ порта. Координаты нового терминала определяются разработчиками проекта и согласуются с Минтрансом, который готовит проект соответствующего распоряжения правительства.

Граница порта может быть не целым участком, а состоять из отдельно стоящих терминалов на разном удалении друг от друга. Акватория всегда в госсобственности, зато территории терминалов могут быть как в собственности государства, так и частных компаний, или арендованными.

Автор: Лев Годованник

Источник: 47news, 15.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики