Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома

Высоцкий порт прирастает фантомом Газпрома

Землю и акваторию газовой монополии Минтранс предложил включить в границы порта Высоцк - под самый крупный на Северо-Западе комплекс по производству СПГ. Газпром молчит, но, возможно, мы станем ближе к Арктике.

Как рассказали 47news в правительстве Ленобласти 11 июня, подготовлены документы на расширение границ территории порта Высоцк с учётом земельных участков, находящихся в аренде у Газпрома, а также участка акватории под инфраструктуру. Ранее об этих планах сообщало агентство экономической информации "Прайм" со ссылкой на Министерство транспорта. "Окончательный проект соответствующего правительственного постановления пока не приходил", - осторожно сообщили чиновники. Погружаться в подробности не стали, сославшись на неразговорчивость инвестора - мол, спросите сами, если сможете.

47news спросил. Запросы инвестору проекта – петербургскому ООО "Газпром инвест" и исполнителю – московскому ООО "Газпром СПГ Портовая" - остались без ответов.

Будущая новая территория порта Высоцк охватывает почти весь полуостров Конек в бухте Дальняя в Финском заливе, рядом с которым располагается газпромовская КС "Портовая".

Чрезмерная скромность прячет деловую революцию. В порту Высоцк должен появиться самый крупный на Северо-Западе и четвертый в России комплекс по производству сжиженного природного газа и его морской перевалке. Это тот самый СПГ, которым несколько лет назад расцвел Ямал, и с которого вошел в моду Северный морской путь.

Сжиженный природный газ - обычный природный газ (в основном он состоит из метана), который благодаря специальной технологии охлаждения до -160 градусов переходит в жидкое состояние. Это очень удобно для его транспортировки и хранения - 1 килограмм СПГ соответствует примерно 1400 кубометрам природного газа в естественном состоянии. В России газа много, и он дешевый, так что экспорт СПГ обречен на успех.

Страна этим продуктом гордится и развивает его производство довольно шустро. В 2019 году российский экспорт СПГ вырос на 76% - 29 млн тонн, что в денежном выражении составляет почти 8 млрд долларов.

Впрочем, "страна" - громко сказано. Заметных живых проектов пока три: "Ямал СПГ", принадлежащий "Новатэку" Леонида Михельсона, "Сахалин-2" всё того же "Газпром инвеста" и "Криогаз Высоцк", чей контрольный пакет тоже у "Новатэка". Последний располагается в нашем порту Высоцк, но такой ручеёк на фоне арктического стрима почти незаметен - переваливает пока около 0,45 млн тонн в год. К тому же, календарный год жизни еще не наступил - "Криогаз" заработал лишь в середине 2019-го. Есть еще несколько мелких установок, но они даже не попадают в статистику.

"Криогаз Высоцк" обещает раскрутиться почти до 2 млн тонн в год, но когда-нибудь потом. Это мало, но не стыдно: после "Ямала СПГ" (18 млн тонн в год) и "Сахалина-2" (11 млн тонн в год) он третий и пока единственный.

Сайт ООО "Газпром СПГ Портовая" пишет про 1,5 млн тонн и шутит про сроки: "Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства". Хотя увеличение территории Высоцкого порта позволяет думать, будто дело близится к развязке, и это переворот. Через Балтику пойдет на экспорт почти 10% всего российского СПГ - круче только Арктика.

Но сомнения есть: про газпромовский проект в газетах невозможно читать без слёз.

Декабрь 2018-го. Тогдашний член правления "Газпрома" Сергей Прозоров упрекает руководство "Газпром инвеста" - не могут израсходовать выделенные на строительство терминала миллиарды, не могут настолько, что даже проверки не помогают. Зависшими называются 27 млрд.

Декабрь 2019-го. Портал PortNews публикует обзор со специфическим заголовком "Фантомы российской инфраструктуры-2019", где приводит слова начальника управления "Газпрома" Кирилла Неуймина: "Мы очень надеемся, что проект запустится в самое ближайшее время - в 2020 году". И констатирует: "Ранее "Газпром" планировал запуск этого проекта в конце 2019 года".

Май 2020-го. Агентство экономической информации "Прайм" сообщает об инициативе Минтранса по включению в границы порта Высоцк территории будущего СПГ-комплекса и утешает: "Комплекс СПГ на данный момент находится в завершающей фазе строительства".

Без указания даты. ООО "Газпром СПГ Портовая" называет себя на корпоративном сайте скромно: "реализующая стратегию развития отечественной индустрии сжиженного природного газа". И о сроках: "Сейчас проект находится в завершающей фазе строительства".

Ещё бодрит фраза: "Продукция предприятия будет направлена для резервного газоснабжения Калининградской области…". В последний раз такое обещали при пуске пафосного СПГ-проекта в Калининграде - плавучей регазификационной установки "Маршал Василевский". Всем показалось, будто на неё будут привозить морем СПГ, а она вернет газ в обычное состояние и отправит в Калининград. Это было в январе 2019 года, а несколько месяцев спустя "Маршал Василевский" уже возил газ из Америки в Африку.

Интересно, как проявит себя публично проект после приписки к порту Высоцк.

Получить хоть какие-то пояснения ни у "реализующего стратегию", ни у "Газпром инвеста" не удалось. Опубликованный на сайте телефон долго ласкает слух обещанием соединить с оператором.

У эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова отношение к проекту (при условии, что он будет все-таки реализован), скорее, позитивное:

- Мы видим, как работает в том же порту Высоцк СПГ-терминал "Криогаза" - они грузят сжиженный газ на автоцистерны и небольшие танкеры, которые отправляются на рынки балтийского региона, в частности, в литовскую Клайпеду. Это небольшие пока объемы, но нельзя забывать, что морские суда отказываются от мазутов и скоро многие будут ходить на СПГ-топливе. Вот тут-то и потребуется бункеровка, на рынок которой в Балтийском море очевидно претендуют и новатэковский "Криогаз", и "Газпром". Вопрос: будут ли иностранные крупнотоннажные суда заходить для заправки в порт Высоцк? С экономикой тут так себе - газ из Ямала по трубе доставляется на берег Финского залива и тут сжижается. Дороговато, с одной стороны, но с другой, в России нет экспортных пошлин на СПГ. В общем, посмотрим, что получится, но перспективы есть".

Справка:

Границы территории и акватории портов устанавливаются правительством РФ. В этих границах действует правовой режим безопасности судоходства, пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля и режима, а также международные правила морской безопасности и торгового мореплавания.

При строительстве нового морского терминала его надо включить в границы порта. Координаты территории и акватории строящегося объекта добавляются к ранее установленным границам распоряжением правительства РФ. Это называется расширением границ порта. Координаты нового терминала определяются разработчиками проекта и согласуются с Минтрансом, который готовит проект соответствующего распоряжения правительства.

Граница порта может быть не целым участком, а состоять из отдельно стоящих терминалов на разном удалении друг от друга. Акватория всегда в госсобственности, зато территории терминалов могут быть как в собственности государства, так и частных компаний, или арендованными.

Автор: Лев Годованник

Источник: 47news, 15.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики