Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик рассказал, как «Газпром» может решить спор с турецкими компаниями по оплате $2 млрд

Аналитик рассказал, как «Газпром» может решить спор с турецкими компаниями по оплате $2 млрд

Частные турецкие компании могут пойти на пролонгацию контракта с «Газпромом» по поставкам газа с частичным погашением задолженности, которая возникла от неисполнения обязательств турецкой стороны. Такое мнение Федеральному агентству новостей высказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Таким образом собеседник ФАН прокомментировал накопившийся долг ряда турецких компаний перед «Газпромом» в размере два миллиарда долларов. Как сообщает The Wall Street Journal, речь идет о семи компаниях с долгосрочными контрактами по формуле «бери или плати». По информации журналистов, за прошлый год они реализовали только 15% от согласованных объемов и не имеют средств, чтобы заплатить за них.

На данный момент должники ведут переговоры с российским газовым концерном, но не исключено, что их придется перевести на государственный уровень. Отмечается, что компании пытаются урегулировать споры без судебных разбирательств.

Сложившаяся вокруг «Газпрома» и турецких компаний ситуация, по словам преподавателя Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, имеет несколько причин возникновения.

 

«У турецкой экономики в прошлом году были такие большие проблемы, что турки даже девальвировали лиру. Им не нужно было столько газа, потому что стало меньше промышленного производства. В Турции столкнулись с переизбытком предложения по газу. Поэтому частные компании не исполнили свои обязательства по условиям контракта «бери или плати», — объяснил Юшков в беседе с ФАН.

 

При этом нефтегазовый аналитик напомнил, что в 2019 году уже начиналось падение цен спотовых котировок газа, поскольку зима оказалась довольно теплой. Поэтому 4-й квартал 2019 года был периодом, когда турецкие власти не выбирали объемы газа по контракту с «Газпромом». Среди иных причин — на рынке возник большой переизбыток предложения сжиженного природного газа (СПГ), говорит эксперт.

 

«Турция последнее время довольно много потребляет СПГ, потому что ситуация на рынке позволяет выхватывать дешевые партии этого ресурса. Частные компании вполне могли пойти по пути неисполнения контракта с «Газпромом», и при этом покупали бы СПГ со спотового рынка», — сказал он.

 

Собеседник ФАН замечает, что теперь компании просят пересмотреть условия контракта с российским монополистом и найти какой-то компромисс. Однако здесь вопрос состоит в том, что они будут предлагать «Газпрому» вместо выплаты двух миллиардов долларов.

 

«В мировой практике предлагается пролонгация контракта в обмен на задолженность и увеличение объемов поставок газа. Но последний вариант будет сложно даваться турецким компаниям, потому что если они сейчас не могут сбыть объемы газа, которые законтрактовали, то как они смогут сделать это в дальнейшем, если будет такая договоренность с «Газпромом». Пролонгация контракта — этот вариант может устроить «Газпром» и о нем может идти диалог. В этом может быть компромисс. Также может быть рассмотрен вариант частичного погашения долга в обмен на пролонгацию», — пояснил Юшков.

 

Не стоит забывать, что на отношения турецких компаний и «Газпрома» может оказать влияние руководство Турции, полагает эксперт.

 

«Оно может использовать эту ситуацию для давления на Россию в Сирии и Ливии. Власти Турции попросят компании не платить неустойки и не покупать российский газ. Тем более сейчас есть более выгодная альтернатива из Азербайджана и доступность СПГ», — подытожил собеседник ФАН.

 

Напомним, в 2019 году поставки «Газпрома» в Турцию упали на 35 процентов в годовом выражении, до 15,51 миллиарда кубометров. Причиной таких тенденций стали теплая зима и рост закупок сжиженного природного газа (СПГ) у Азербайджана и у других поставщиков.

Ранее сообщалось, что поставки газа в Белоруссию из-за долгов Минска могут прекратиться. Белорусская сторона задолжала «Газпрому» более 165,57 миллиона долларов. 

Автор: Денис Рассказов

Источник: ФАН, 15.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики