Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович оценил возможность Германии обойти законы ЕС ради "Северного потока – 2"

Митрахович оценил возможность Германии обойти законы ЕС ради "Северного потока – 2"

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович рассказал, как можно обойти Газовую директиву в случае с "Северный потоком – 2" и какое место в этом может сыграть использование водорода в Германии. 

Германия нашла способ обойти запреты Евросоюза относительно "Северного потока – 2". Напомним, доработанная Газовая директива заключается в распространении норм Третьего энергопакета ЕС на трубопроводы, проходящие в морской экономической зоне стран "единой Европы". Они обязывают оператора резервировать до 50% мощностей газовой магистрали для прокачки топлива от альтернативных поставщиков.

Польские СМИ заявили, что власти ФРГ приняли водородную стратегию, которая предполагает увеличение использования газа в энергетике. Речь идет как о "зеленом" водороде – экологичном, который добывается путем электролиза, так и о "голубом". Компания "Газпром", в свою очередь, уже несколько лет изучает возможности использования мощностей "Северного потока – 2" для таких поставок в Европу. 

Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в беседе с корреспондентом "ПолитЭксперта" объяснил, что существует несколько способов обойти европейскую Газовую директиву. Документ, принятый с поправками в 2019 году, предусматривает возможность для страны, в которую приходит труба из внеевропейского союза, делать исключения из норм Третьего энергопакета. Немецкий парламент такое решение уже принимал, но оно закончило свое действие, потому что предполагалось, что СП-2 будет достроен быстрее.

"Есть другие варианты, как можно вывести проект из-под распространения норм Третьего энергопакета ЕС, чтобы формально было соответствие, но де-факто газопровод был загружен. Можно сделать виртуальный хаб в Балтийском море или подавать газ на выходе из РФ. Также можно создать компанию, которая управляла бы СП-2 и проводила аукционы на бронирование мощности", – отметил эксперт.

Тема с водородом сейчас является очень перспективной. Митрахович объяснил – смысл в том, что можно комбинировать возобновляемую водородную и газовую энергетику:

"Например, газ приходит в Германию, а там из него получается водород. Другое дело, если встать на позицию идейных сторонников возобновляемой энергетики, то правильный водород – только "зеленый", то есть тот, который получается путем электролиза. Так, вот работает солнечная или ветряная станция, тогда лишняя энергия идет на электролизную установку и из воды при помощи электричества получается водород. Так тоже можно делать. Но такой водород дорогой, а из газа он дешевле".

Таким образом, есть несколько вариантов, как можно комбинировать водородную энергетику – и возобновляемую, и газовую. Если России удастся добиться большой поддержки Германии в вопросе, что газ в данном случае не мешает возобновляемым источникам энергии, а работает с ними заодно, то будет очень полезно – еще один пункт за то, чтобы СП-2 был достроен и работал на полную мощность. Митрахович считает, что это хороший знак относительно настроений в Германии по данному проекту.

Автор: Елена Иванова

Источник: Politexpert.net, 15.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики