Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Датском королевстве решают, быть или не быть "Северному потоку – 2"

В Датском королевстве решают, быть или не быть "Северному потоку – 2"

Страховка трубоукладчика может стать новым препятствием для реализации проекта 

 

«Газпром», возможно, сам оттягивал начало достройки магистрального газопровода в Германию, так как конъюнктура для него в последние месяцы складывалась крайне неблагоприятно. Угроза новых американских санкций, под которые могут попасть не только компании 12 европейских стран, но и еврочиновники, возможно, ускорит процесс, но эксперты «НГ» не исключают переноса сроков завершения «Северного потока – 2».

У России есть все для начала достройки газопровода «Северный поток – 2» (СП-2), но остаются формальные препятствия. Для строительства есть подходящее судно – трубоукладчик «Академик Черский», который по законам детективного жанра с прикрытием несколько месяцев пробирался с Дальнего Востока в немецкий порт Мукран, где расположился логистический центр стройки (см. «НГ» от 11.05.20). Там же лежат трубы для будущего газопровода. Еще в октябре было получено окончательное разрешение от властей Дании на укладку в их территориальных водах. Есть обозначенные главой «Газпрома» Алексеем Миллером и подтвержденные руководством страны сроки окончания строительства – не позже первого квартала 2021 года. Но с декабря, после того как швейцарская Allseas из-за американских санкций увела с трассы два своих корабля, стройка стоит. Строители говорят, что работы завершены уже на 97%. До немецкого берега осталось проложить всего 160 км труб.

К очередной отсрочке, очевидно, приведет просьба оператора СП-2, компании Nord Stream 2, к властям Дании внести изменение в полученное разрешение на строительство, так как в нем указано четкое требование использовать суда, которые стоят над точкой укладки благодаря не якорям, а системе дистанционного позиционирования, которая ориентируется по спутникам и, включая систему двигателей, держит судно в одной точке. У судов Allseas такая система была, у «Академика Черского», уверяют эксперты, она есть. Значит, новый запрос нужен для «легализации» второго российского трубоукладчика, баржи «Фортуна», которая держится за дно благодаря своим 12 якорям. Но она стоит в Мукране уже очень давно, почему нельзя было подать такую заявку раньше – не вполне понятно.

Возможно, «Газпром» не торопится с вводом в строй нового трубопровода на фоне исторического падения спроса на его традиционных рынках, не стимулируют к быстрому развитию и низкие цены. Поставки на общеевропейский рынок, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), снизились в первом квартале на 24,2%, а в Германию – на 45%. Перед глазами и пример запущенного в январе «Турецкого потока» – в марте Турция импортировала на 70% меньше российского газа, чем годом ранее, «Газпром» с первого места на этом рынке скатился на пятое (см. «НГ» от 08.06.20).

Агентство Bloomberg со ссылкой на датское агентство по охране окружающей среды написало, что в Дании решение по новой заявке могут принять в ближайшие месяцы (напомним, что Дания два года тянула с выдачей разрешений). Впрочем, в среду в Датском энергетическом агентстве сообщили Интерфаксу, что решение по заявке Nord Stream 2 будет принято в течение четырех недель. Вопрос только в том, будет ли оно положительным.

В Nord Stream 2 подчеркивают, что суда с якорным позиционированием успешно применялись раньше при строительстве датского участка газопровода «Северный поток», а также «Северного потока – 2» в водах Германии. Известно также, что в январе и мае 2020 года датский участок трассы СП-2 рядом с юго-восточной частью острова Борнхольм тщательно изучило исследовательское судно Stril Explorer. Такое внимание объясняется тем, что на дне Балтийского моря лежит свыше 250 тыс. т боеприпасов, затопленных после окончания Второй мировой войны. В частности, в районе Борнхольма в 1947 году союзники захоронили 30 тыс. т химических боеприпасов вермахта.

Ускорителем процессов на стройке могут стать объявленные в начале июня проекты о введении в США новых санкций. Они же могут если не остановить полностью достройку, то отложить ее на неопределенный срок. Подготовленный сенаторами США законопроект предполагает расширение декабрьских санкций уже не только на суда, ведущие укладку труб. Под санкции могут попасть страховщики, портовые и другие вовлеченные в проект компании. Причем ограничения сенаторы предложили ввести в силу задним числом, с декабря прошлого года.

Исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Михаэль Хармс предупредил, что под экстерриториальными санкциями США могут оказаться фирмы из 12 европейских стран. «Планируются запреты на въезд в США, аресты счетов, отказ в размещении заказов», – цитирует его немецкое издание DW. Глава комитета Бундестага ФРГ по энергетике Клаус Эрнст обратил внимание на то, что санкции могут ударить не только по бизнесменам, но и по госчиновникам, которым, например, после завершения работ по сооружению самого газопровода предстояло бы провести процедуру сертификации и выдать разрешение на ввод газопровода в эксплуатацию. Такую процедуру, говорят осведомленные источники DW, могло бы взять на себя соответствующее государственное ведомство в Норвегии, которое, однако, наверняка не захочет рисковать отношениями с США. От себя добавим, что по формальному признаку не исключено, что под санкции могут попасть и датские чиновники, которым предстоит решить судьбу новой заявки Nord Stream 2. Эрнст призвал серьезно противостоять санкциям, перестать «кидаться ватными шариками», а, например, ввести ответные санкции против американского сжиженного природного газа.

Обсуждаемые санкции США против «Северного потока – 2» не способствуют налаживанию ситуации в мировой энергетике и негативно влияют на совместную работу по восстановлению мировой экономики, заявил в среду министр энергетики России Александр Новак во время онлайн-конференции «COVID-19: ускорить переход к энергетике будущего для всех». «К сожалению, протекционистские меры сохранились даже в период кризиса. Это, на мой взгляд, не совсем позитивно играет для того, чтобы вместе принимать усилия по восстановлению мировой экономики, по развитию рыночных инструментов», – сказал он.

Эксперты «НГ» не исключают, что заявленные ранее властями России сроки окончания строительства СП-2 будут перенесены, однако сценарий, при котором несколько тысяч километров труб будут брошены на дне моря, они не рассматривают.

Проект, который построен более чем на 90%, конечно, не бросят, считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «В трубопровод инвестированы огромные средства, их надо отдавать, а отдать можно, запустив газопровод, продавая топливо, получая за него выручку», – поясняет эксперт. При этом он не исключает задержки с вводом в эксплуатацию: «Горячки с поставками в Европу сейчас нет, ранее заявленные сроки окончания строительства вполне могут быть сдвинуты».

Вариант полного отказа от проекта с учетом уже сделанных вложений и положительной позиции Германии маловероятен, а вот задержка возможна, сказал «НГ» эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «Сроки пока прежние, названные Путиным – то есть первый квартал 2021 года. Для проекта, рассчитанного на десятилетия работы, конкретный срок запуска не так важен, – говорит эксперт. – Тем более когда есть действующий контракт на транзит с Украиной».

По мнению Митраховича, Дания может придраться не только к «Фортуне», но и к страховке для «Академика Черского». «Датчане пока требуют западного страховщика, а западные страховщики опасаются санкций. Дания может использовать и аргументы природоохранного характера (нерест трески) во второй половине лета для дополнительного торможения проекта», – поясняет эксперт.

У СП-2 много интересантов в Европе, включая кредиторов проекта, поставщиков труб, различных услуг для проекта, в особенности властей и различного бизнеса ФРГ, а также в значительной степени Чехии. Поэтому в конечном счете велики шансы, что удастся и достроить СП-2, и добиться возможности его заполнения на полную или почти полную мощность, говорит Митрахович.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 17.06.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики