Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко призвал белорусов отапливать дома опилками и торфом

Лукашенко призвал белорусов отапливать дома опилками и торфом

Батька решил отказаться от российского газа и начал поиски альтернативы

Белоруссия больше не нуждается в российском газе. Топливо из нашей страны слишком дорого обходится союзной республике, которая, по словам ее президента Александра Лукашенко, с легкостью найдет новых поставщиков «голубого топлива». Эксперты понимают мотивы отказа Минска от российского газа, однако возможные альтернативы поставок, скорее всего, окажутся гораздо дороже, поскольку в мнимой погоне за скидками Белоруссии придется перекупать сырье у европейских посредников. Видимо понимая это, Лукашенко призывает население обогреваться опилками и торфом.

За доступ на белорусский топливный рынок наблюдается серьезная конкуренция. В этом, по крайней мере, уверен президент страны Александр Лукашенко. «Слава богу, и нефти хватает — бери, не хочу. И природного газа хватает уже, идет драка», — отмечает он, в очередной раз, настаивая на снижении российских цен на «голубое топливо», которые, по мнению «батьки», необоснованно завышены.

В настоящее время практически весь газ, который потребляет Белоруссия, имеет российское «гражданство». Ежегодно республика закупает в нашей стране около 20 млрд кубометров «голубого топлива» по фиксированной стоимости в $127 за тысячу «кубов». Хотя эта цена была отражена в подписанном в начале этого года протоколе между «Газпромом» и белорусским правительством, весной, когда котировки энергоресурсов на международном рынке начали падать, Александр Лукашенко заявил, что его стране полагаются скидки. «В нынешних условиях (падение мирового спроса из-за пандемии коронавируса — «МК») цена на российский газ для республики должна составлять $40-45», — заявил президент, предупредив, что Белорусский всегда сможет найти альтернативу российскому газу и полностью отказаться от закупки сырья у Москвы.

Действительно, теоретически Минск может получать газ по реверсу со стороны Украины, Литвы или Польши. Вместе с тем, в любом случае, это топливо будет иметь российской происхождение, поскольку все перечисленные страны не обладают необходимыми добывающими мощностями для экспорта сырья, и для внутренних нужд им приходится обращаться к внешним поставщикам. Кроме того, реэкспорт газа будет сопряжен с огромным количеством экономических, технических, политических и административных проблем. Даже по каждому из краткосрочных контрактов придется заключать отделенные договора, привлекать международные юридические фирмы и, возможно, создавать новые совместные предприятия для правового контроля сделок.

Первые попытки найти альтернативного поставщика энергоресурсов Минск уже предпринимал. В начале года страна приобрела несколько танкерных партий норвежской, азербайджанской и американской нефти объемом в 1 млн тонн. Экономия в сравнении с российским «черным золотом» получилась небольшая, однако сделки на международном рынке позволили Белоруссии заявить об их конкурентных преимуществах и возможности наладить аналогичные поставки «голубого топлива». Впрочем, до настоящего времени схемы транспортировки газа, альтернативному российскому сырью, пока не представлены.

Поскольку Белоруссия не только не располагает заводами по приемке сжиженного газа, но и не имеет собственных выходов к морю, по которым можно было бы импортировать СПГ, то возможность покупки подобного вида энергоресурсов у Катара и США пока для Минска отпадает. С технологической точки зрения наиболее реальными могли бы послужить поставки из Прибалтики по магистралям «Вильнюс-Ивацевичи», «Ивацевичи-Долина» и «Торжок-Долина». Эти маршруты преимущественно были созданы еще в советское время для обеспечения газом из северных месторождений СССР областей, не обладающих собственными источниками топлива. Формально, при заключении спотовых сделок на закупку газа на европейских биржевых площадках с посредниками, топливо уже не будут иметь прямого отношения к нашей стране, тем не менее, в любом случае углеводороды, поставляемые по вышеназванным маршрутам, будут добываться на российской территории. Кроме того, реальный объем поставок будет зависеть от физического состояния трубопроводов. Издержки на организацию такого маршрута будут значительно выше, чем $127 за тыс кубометров, которые Минск платит в настоящее время России.

Другим вариантом обеспечения Белоруссии энергоресурсами в обход России могли бы стать поставки топлива из Польши, которые бы потребовали использования мощностей газопровода «Ямал-Европа». Варшава отказалась продлевать с «Газпромом» договор о долгосрочном транзите сырья по этой трубе, предложив заключать договора на международных торговых площадках. Вместе с тем, по крайней мере, до конца этого года, российский концерн успел практически полностью получить право на загрузку этих труб собственным газом. Даже в случае, если Минск приобретет необходимые себе объемы на европейской бирже, часть из них придется получать в реверсном режиме через Украину, которая, наверняка, поставит собственные условия по предоставлению места в трубе.

«В европейских странах сейчас сохраняется переизбыток энергоресурсов, в связи с чем Минск может наладить поставки газа из Европы и купить излишки топлива на европейском рынке по реверсным схемам, — полагает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Только купленное сырье все равно окажется российского происхождения, поэтому на существенные ценовые уступки европейские трейдеры вряд ли пойдут. В любом случае энергоресурсы из Европы окажутся на $10-15 за тыс кубометров дороже, чем при прямых поставках из России», — отмечает эксперт.

Между тем, у Лукашенко существует и другая альтернатива изготовления топлива, которую он уже отрекомендовал собственным гражданам. «Торф, щепа и опилки буквально валяются под ногами. Это надо использовать. В Витебской области это научились делать. Этот опыт надо распространять на всю страну, потому что гибнущей древесины у нас сегодня предостаточно», — утверждает белорусский президент.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 17.06.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики