Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко призвал белорусов отапливать дома опилками и торфом

Лукашенко призвал белорусов отапливать дома опилками и торфом

Батька решил отказаться от российского газа и начал поиски альтернативы

Белоруссия больше не нуждается в российском газе. Топливо из нашей страны слишком дорого обходится союзной республике, которая, по словам ее президента Александра Лукашенко, с легкостью найдет новых поставщиков «голубого топлива». Эксперты понимают мотивы отказа Минска от российского газа, однако возможные альтернативы поставок, скорее всего, окажутся гораздо дороже, поскольку в мнимой погоне за скидками Белоруссии придется перекупать сырье у европейских посредников. Видимо понимая это, Лукашенко призывает население обогреваться опилками и торфом.

За доступ на белорусский топливный рынок наблюдается серьезная конкуренция. В этом, по крайней мере, уверен президент страны Александр Лукашенко. «Слава богу, и нефти хватает — бери, не хочу. И природного газа хватает уже, идет драка», — отмечает он, в очередной раз, настаивая на снижении российских цен на «голубое топливо», которые, по мнению «батьки», необоснованно завышены.

В настоящее время практически весь газ, который потребляет Белоруссия, имеет российское «гражданство». Ежегодно республика закупает в нашей стране около 20 млрд кубометров «голубого топлива» по фиксированной стоимости в $127 за тысячу «кубов». Хотя эта цена была отражена в подписанном в начале этого года протоколе между «Газпромом» и белорусским правительством, весной, когда котировки энергоресурсов на международном рынке начали падать, Александр Лукашенко заявил, что его стране полагаются скидки. «В нынешних условиях (падение мирового спроса из-за пандемии коронавируса — «МК») цена на российский газ для республики должна составлять $40-45», — заявил президент, предупредив, что Белорусский всегда сможет найти альтернативу российскому газу и полностью отказаться от закупки сырья у Москвы.

Действительно, теоретически Минск может получать газ по реверсу со стороны Украины, Литвы или Польши. Вместе с тем, в любом случае, это топливо будет иметь российской происхождение, поскольку все перечисленные страны не обладают необходимыми добывающими мощностями для экспорта сырья, и для внутренних нужд им приходится обращаться к внешним поставщикам. Кроме того, реэкспорт газа будет сопряжен с огромным количеством экономических, технических, политических и административных проблем. Даже по каждому из краткосрочных контрактов придется заключать отделенные договора, привлекать международные юридические фирмы и, возможно, создавать новые совместные предприятия для правового контроля сделок.

Первые попытки найти альтернативного поставщика энергоресурсов Минск уже предпринимал. В начале года страна приобрела несколько танкерных партий норвежской, азербайджанской и американской нефти объемом в 1 млн тонн. Экономия в сравнении с российским «черным золотом» получилась небольшая, однако сделки на международном рынке позволили Белоруссии заявить об их конкурентных преимуществах и возможности наладить аналогичные поставки «голубого топлива». Впрочем, до настоящего времени схемы транспортировки газа, альтернативному российскому сырью, пока не представлены.

Поскольку Белоруссия не только не располагает заводами по приемке сжиженного газа, но и не имеет собственных выходов к морю, по которым можно было бы импортировать СПГ, то возможность покупки подобного вида энергоресурсов у Катара и США пока для Минска отпадает. С технологической точки зрения наиболее реальными могли бы послужить поставки из Прибалтики по магистралям «Вильнюс-Ивацевичи», «Ивацевичи-Долина» и «Торжок-Долина». Эти маршруты преимущественно были созданы еще в советское время для обеспечения газом из северных месторождений СССР областей, не обладающих собственными источниками топлива. Формально, при заключении спотовых сделок на закупку газа на европейских биржевых площадках с посредниками, топливо уже не будут иметь прямого отношения к нашей стране, тем не менее, в любом случае углеводороды, поставляемые по вышеназванным маршрутам, будут добываться на российской территории. Кроме того, реальный объем поставок будет зависеть от физического состояния трубопроводов. Издержки на организацию такого маршрута будут значительно выше, чем $127 за тыс кубометров, которые Минск платит в настоящее время России.

Другим вариантом обеспечения Белоруссии энергоресурсами в обход России могли бы стать поставки топлива из Польши, которые бы потребовали использования мощностей газопровода «Ямал-Европа». Варшава отказалась продлевать с «Газпромом» договор о долгосрочном транзите сырья по этой трубе, предложив заключать договора на международных торговых площадках. Вместе с тем, по крайней мере, до конца этого года, российский концерн успел практически полностью получить право на загрузку этих труб собственным газом. Даже в случае, если Минск приобретет необходимые себе объемы на европейской бирже, часть из них придется получать в реверсном режиме через Украину, которая, наверняка, поставит собственные условия по предоставлению места в трубе.

«В европейских странах сейчас сохраняется переизбыток энергоресурсов, в связи с чем Минск может наладить поставки газа из Европы и купить излишки топлива на европейском рынке по реверсным схемам, — полагает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Только купленное сырье все равно окажется российского происхождения, поэтому на существенные ценовые уступки европейские трейдеры вряд ли пойдут. В любом случае энергоресурсы из Европы окажутся на $10-15 за тыс кубометров дороже, чем при прямых поставках из России», — отмечает эксперт.

Между тем, у Лукашенко существует и другая альтернатива изготовления топлива, которую он уже отрекомендовал собственным гражданам. «Торф, щепа и опилки буквально валяются под ногами. Это надо использовать. В Витебской области это научились делать. Этот опыт надо распространять на всю страну, потому что гибнущей древесины у нас сегодня предостаточно», — утверждает белорусский президент.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 17.06.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики