Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Оптовая стоимость бензина обновила исторический максимум. Что будет с ценами на АЗС?

Оптовая стоимость бензина обновила исторический максимум. Что будет с ценами на АЗС?

Оптовые цены бензина АИ-95 обновили исторический максимум. Другие марки топлива тоже подорожали. Эксперты объясняют это дисбалансом спроса и предложения, а также действием демпфера, сглаживающего скачки стоимости. Что будет с ценами на АЗС?

Накануне, 17 июня, стоимость бензина марки АИ-95 превысила исторический максимум и достигла 56,75 тысячи рублей за тонну. АИ-95 «Премиум» подорожал на 0,89%, до 57,2 тысячи рублей. С начала лета это топливо выросло в цене на 9%. Цена за тонну АИ-92 увеличилась на 0,59%, почти до 49,81 тысячи рублей.

Дисбаланс спроса и предложений

Из-за пандемии коронавируса перевозки резко сократились и спрос на топливо упал. По данным Минэнерго, в некоторых регионах падение доходило до 70%, рассказал «360» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. А экспортировать бензин было невозможно — на зарубежных рынках наблюдался такой же спад.

«Компании сократили производство. А сейчас в Центральной России, особенно в московском регионе, довольно стремительно мы вышли из ограничений по перемещению. Сейчас мы наблюдаем переходный период. Когда спрос уже существенно подрос, а производство еще недостаточно, заводы не успели насытить рынок топливом», — рассказал эксперт.

Рекордное подорожание АИ-95 он объяснил тем, что его выпуск сократился сильнее всего — именно эта марка используется для заправки легковых авто граждан, которые около двух месяцев находились на самоизоляции. В итоге из-за локального дефицита представители независимых АЗС «побежали» на биржу за топливом, из-за чего цены предсказуемо подскочили.

Налог на кризис

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов объяснил «360» текущее подорожание АИ-95 тем, что из-за снижения нефтяных цен отрасль с трудом справлялась с налоговой нагрузкой. Поэтому в мае им снизили нормативы объемов. В июне спрос пошел вверх, производство начало расти. Но из-за сглаживающего скачки цен демпфера за каждую дополнительную тонну топлива придется платить дополнительные акцизы.

«Ситуация на бирже неудивительна, потому как есть этому понятное объяснение. Это демпфирующий механизм. И если раньше он работал в качестве сглаживающего механизма относительно внешних колебаний, то в случае падения цен на нефть демпфер превратился в налог на кризис», — заявил Баженов. 

Из-за падения стоимости ниже цены отсечения в 42,4 доллара за баррель Urаls нефтяники доплачивают эту разницу в бюджет. В январе 2020 года за тонну бензина они отдавали около 100 рублей, в апреле — 17 тысяч.

Цены на АЗС

По мнению Юшкова, дефицит и повышение стоимости будет временным и в ближайшую неделю они вернутся к прежним отметкам. НПЗ будут скидывать на рынок новые объемы топлива, рынок довольно быстро насытится, и пиковых максимумов они больше не достигнут.

При этом эксперт уверен, что рост оптовых цен никак не отразится на розничной стоимости топлива на заправках. Этот вопрос на АЗС контролирует ФАС, наказывая тех, кто задирает их выше уровня инфляции.

«Если какие-то убытки будут, потому что ты покупаешь на бирже дорогой бензин, а продаешь по ограниченным ценам, то это будут убытки АЗС либо компаний, собственников этих АЗС», — добавил собеседник.

После стабилизации баланса спроса и предложения оптовая цена тонны АИ-95 может опуститься ниже 50 тысяч рублей. То есть, как и раньше, не будет сильно отрываться от АИ-92.

Источник: «360», 18.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики