Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый бумеранг. Как Польша отсудила себе долг перед "Газпромом"

Газовый бумеранг. Как Польша отсудила себе долг перед "Газпромом"

Эксперт в области энергетики рассказал, как "Газпром" намерен взыскать с Варшавы долг по польскому сценарию.

Заявление "Газпрома" о том, что Польша четвертый год не доплачивает за газ и требование увеличить цену на голубое топливо задним числом, является зеркальным отражением претензий Варшавы, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"Как Польша доказала, что надо привязываться к спотовым ценам в выгодный ей период, так и "Газпром" попытается использовать аналогичный аргумент, чтобы увеличить цену, и чтобы ему доплатили. Ведь на рынке было дороже, значит и покупатель должен был платить дороже, и неважно, что написано в контракте", – рассказал Юшков порталу Baltnews.

Эксперт напомнил, что недавно Польша в Стокгольмском арбитраже добилась признания того, что до 2014 года в течение нескольких лет цена была несправедливой, потому что на спотовых рынках цены были ниже, чем по контракту с "Газпромом".

"Потому что у "Газпрома" по контракту с польской компанией идет нефтяная привязка. А спотовый рынок – это рынок краткосрочных контрактов, и там нет привязки к цене на нефть. Польша победила, и сейчас по решению Стокгольмского арбитража "Газпром" должен выплатить полтора миллиарда долларов", – объяснил энергетик.

Эксперт отметил, что, начиная с 2014 года, цены на нефть начали падать, и в определенный период получилось так, что цены на газ по контракту "Газпрома" были ниже, чем на спотовых рынках.

"Теперь оказалось, что по аналогичному основанию уже "Газпрому" нужно доплатить. Абсолютно этой же логикой у "Газпрома" все европейские потребители постоянно отсуживают деньги. По разным контрактам раз в два-три года можно подавать апелляцию на пересмотр цены, и все этим пользуются, а "Газпром" постоянно выплачивает так называемые альтернативные платежи", – подчеркнул Юшков.

Энергетик добавил, что, вероятнее всего, "Газпром" предлагал польской компании PGNiG компромисс, когда заканчивался договор на транзит – а именно комплексное соглашение с продлением транзитного договора с повышением тарифов, и отказом от польских претензий по Стокгольмскому арбитражу.

"Но поляки на это не пошли, и теперь "Газпром" хочет аналогичным аргументом отсудить денег, как сделали у него. Я думаю, что это будет долго продолжаться, но логика "Газпрома", вероятнее всего, такая", – резюмировал Игорь Юшков.

Ранее сообщалось, что "Газпром" и польская компания PGNiG ведут переговоры о ретроактивном пересмотре цены контракта, начиная с 2017 года.

В российской компании заявили, что имеется достаточно оснований для пересмотра цены на газ для Польши в сторону ее увеличения за последние три года.

Источник: Baltnews.lt, 20.06.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики